Страна:
Язык:
← Вернуться назад

В России появился омбудсмен в сфере образования TOP RV

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Провозглашенное четверть века назад равенство прав государственных и частных школ и вузов до сих пор остается формальным, а чиновники либо игнорируют частные образовательные организации, либо рассматривают их как способ решения своих личных задач. Теперь у частного сектора образования появился защитник. О том, что предстоит сделать в первую очередь, РОСВУЗу рассказал недавно вступивший в должность омбудсмена в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет ВОЛОДАРСКИЙ.

- РОСВУЗ: Амет Александрович, что связывает «образовательного» и «предпринимательского» омбудсменов?

-   Серьезные проблемы частного образования в нашей стране! Долгое время оно находилось и находится до сих пор как бы в буферной зоне между коммерческими и некоммерческими сферами, являясь при этом чужаком в обеих. В государственной среде частное образование считается чужим, потому что якобы коммерческое, поскольку частник учит за деньги. А в коммерческой, деловой среде – некоммерческим, ибо не получает прибыли, а реинвестирует в образование. И это при том, что первые частные образовательные организации в нашей стране – кооперативные курсы иностранных языков, группы подготовки в вузы и т. д. – появились еще в 1986 году. С 1992 года факт существования некоммерческого образования закрепил закон «Об образовании», а статья о равенстве прав образовательных организаций, независимо от формы собственности, вошла в Основной закон нашей страны.

- Очевидно, вся эта нормативка не работает, раз для защиты частных образовательных организаций потребовалось ввести должность специального уполномоченного?

- Именно так. Кстати, сумятицу в свое время внесло Минобрнауки, назвав частные образовательные организации негосударственными, хотя во всем мире частное образование выполняет те же функции, что и государственное, и делает это даже в большей степени. В отличие от государственного, оно быстрее находит новые направления в развитии образования, тем самым фактически являясь локомотивом всей системы обучения и воспитания. Так, в начале 1990-х годов именно частные школы и вузы стали примером для государственных в вопросах монетизации знаний, придумав, как при обучении детей не сидеть на шее у государства и при этом распределять гранты для талантливых. Между тем, сегодня некоторые работники министерства с ментальностью мамонтов пытаются учить нас и наших детей, что такое образование XXI века, и при этом «бить по рукам» частные школы и вузы.

- Каким образом?

- Через проверки и предписания, вводимые под надуманными предлогами. Ждать помощи и защиты от этого произвола частному образованию до сих пор было неоткуда. Но теперь омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей возьмет разбор жалоб на неправомерные действия чиновников на себя и не даст в обиду школы и вузы, являющиеся достоянием нашей страны. Наша задача – поддержать частное образование, способное вместе с государственным обеспечить прорывное развитие нашей страны в эпоху цифровой экономики, и не позволить чиновникам, пытающимся через превышение своих полномочий, решать личные задачи, закрывая хорошие частные вузы и при этом сохраняя вузы-однодневки.

- Чем еще Вы займетесь на посту омбудсмена?

- Вторая задача – установление реального правового равенства между секторами государственного и частного образования. Формально, конечно, оно провозглашено Конституцией, но на деле же ситуация далека от идеальной, назрела необходимость сократить, а, лучше, устранить сложившееся фактическое неравноправие. Так, например, ни в Налоговом кодексе, ни в подзаконных актах нет статей, закрепляющих такое равенство. По факту все отдано на откуп регионам. И если кое-где, например, в Красноярском крае, частное образование уравнено и словом, и делом с государственным, то это, скорее, исключение. А вот противоположный пример: в Москве, частные школы, в отличие от государственных, платят налог на землю. Хотя размер налога снижен за счет специальных коэффициентов, но в год-то набегают миллионы рублей, которые можно было бы потратить на развитие столичного образования, поддержку одаренных детей, закупку новейшего оборудования! И эту проблему надо решать. Еще одна проблема – отсутствие в вузах юристов, специализирующихся на вопросах образования, что мешает грамотно выстраивать отношения с государственными органами. Или взять такие злоупотребления проверяющих органов, как ознакомление ректоров одних частных вузов с предписаниями, выданными другим частным университетам. Что это — подыгрывание конкурентам и коррупция?

- У Вас есть уже конкретные предложения властям?

- Одно из них – наряду с государственными и частными школами и вузами создать третий тип образовательных организаций – коммерческих со статусом социального предпринимательства, что сейчас запрещено законом. Это могли бы быть учебные заведения, работающие по современным международным образовательным стандартам. В этом случае в стране появится настоящая конкуренция стандартов, что обеспечит ускоренное развитие направления в целом.   Кроме того, считаю, что настало время покончить с лицемерием на государственном уровне, когда госчиновники вначале всячески демонстрируют пренебрежение к частным образовательным организациям, а затем вдруг оказываются через доверенных лиц чуть ли не владельцами таких организаций. 

Актуальная информация у омбудсмена, с одной стороны, должна отражать реальное состояние частного образования, а, с другой, служить катализатором процессов, обеспечивающих достойное участие частных образовательных организаций в жизни страны.

Надеюсь, у нас все получится!

 
Чтобы оформить подписку вам необходимо авторизоваться

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 17 октября 2019

Как Россия отметила День учителя-2019

Ученики московских школ подошли к подготовке праздника День учителя со всей серьезностью и приготовили любимым педагогам креативные подарки, сообщают «Школьные новости».

Школы - 15 октября 2019

Итоги XIV Московского фестиваля NAUKA 0+

В столице завершился XIV Московский фестиваль NAUKA 0+. За три дня – с 11 по 13 октября – главный научно-популярный форум страны, как уточнили РОСВУЗу организаторы, собрал порядка 950 тыс. участников, что примерно на 10% больше, чем в 2018 году.

Школы - 11 октября 2019

Минфин не выделил средств на планы Путина в науке и образовании

На этой неделе комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел проект федерального бюджета на одноименные сферы жизни нашей страны на 2020-2022 годы. В ходе обсуждения выяснилась поразительная вещь

Школы - 16 октября 2019

На олимпиаду «Я — профессионал» поступило более 100 тыс. заявок

Регистрация на участие в олимпиаде стартовала 2 октября. В 2019-2020 учебном году олимпиада проводится по 68 направлениям от медицины и здравоохранения до компьютерных и инженерных наук.

Школы - 14 октября 2019

В 5-х и 8-х классах пройдут НИКО по технологии

15 и 17 октября Рособрнадзор проводит национальное исследование качества образования (НИКО) по предмету «Технология» в 5-х и 8-х классах. В нем примут участие более 23 тыс. школьников

Школы - 13 октября 2019

«Не захочу — не заболею»... педагогической глухотой

Соцсети активно обсуждают историю ученицы столичного Лицея Высшей школы экономики. История более чем неординарная.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.5%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.5%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город