Страна:
Язык:
← Вернуться назад

В России появился омбудсмен в сфере образования TOP RV

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Провозглашенное четверть века назад равенство прав государственных и частных школ и вузов до сих пор остается формальным, а чиновники либо игнорируют частные образовательные организации, либо рассматривают их как способ решения своих личных задач. Теперь у частного сектора образования появился защитник. О том, что предстоит сделать в первую очередь, РОСВУЗу рассказал недавно вступивший в должность омбудсмена в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет ВОЛОДАРСКИЙ.

- РОСВУЗ: Амет Александрович, что связывает «образовательного» и «предпринимательского» омбудсменов?

-   Серьезные проблемы частного образования в нашей стране! Долгое время оно находилось и находится до сих пор как бы в буферной зоне между коммерческими и некоммерческими сферами, являясь при этом чужаком в обеих. В государственной среде частное образование считается чужим, потому что якобы коммерческое, поскольку частник учит за деньги. А в коммерческой, деловой среде – некоммерческим, ибо не получает прибыли, а реинвестирует в образование. И это при том, что первые частные образовательные организации в нашей стране – кооперативные курсы иностранных языков, группы подготовки в вузы и т. д. – появились еще в 1986 году. С 1992 года факт существования некоммерческого образования закрепил закон «Об образовании», а статья о равенстве прав образовательных организаций, независимо от формы собственности, вошла в Основной закон нашей страны.

- Очевидно, вся эта нормативка не работает, раз для защиты частных образовательных организаций потребовалось ввести должность специального уполномоченного?

- Именно так. Кстати, сумятицу в свое время внесло Минобрнауки, назвав частные образовательные организации негосударственными, хотя во всем мире частное образование выполняет те же функции, что и государственное, и делает это даже в большей степени. В отличие от государственного, оно быстрее находит новые направления в развитии образования, тем самым фактически являясь локомотивом всей системы обучения и воспитания. Так, в начале 1990-х годов именно частные школы и вузы стали примером для государственных в вопросах монетизации знаний, придумав, как при обучении детей не сидеть на шее у государства и при этом распределять гранты для талантливых. Между тем, сегодня некоторые работники министерства с ментальностью мамонтов пытаются учить нас и наших детей, что такое образование XXI века, и при этом «бить по рукам» частные школы и вузы.

- Каким образом?

- Через проверки и предписания, вводимые под надуманными предлогами. Ждать помощи и защиты от этого произвола частному образованию до сих пор было неоткуда. Но теперь омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей возьмет разбор жалоб на неправомерные действия чиновников на себя и не даст в обиду школы и вузы, являющиеся достоянием нашей страны. Наша задача – поддержать частное образование, способное вместе с государственным обеспечить прорывное развитие нашей страны в эпоху цифровой экономики, и не позволить чиновникам, пытающимся через превышение своих полномочий, решать личные задачи, закрывая хорошие частные вузы и при этом сохраняя вузы-однодневки.

- Чем еще Вы займетесь на посту омбудсмена?

- Вторая задача – установление реального правового равенства между секторами государственного и частного образования. Формально, конечно, оно провозглашено Конституцией, но на деле же ситуация далека от идеальной, назрела необходимость сократить, а, лучше, устранить сложившееся фактическое неравноправие. Так, например, ни в Налоговом кодексе, ни в подзаконных актах нет статей, закрепляющих такое равенство. По факту все отдано на откуп регионам. И если кое-где, например, в Красноярском крае, частное образование уравнено и словом, и делом с государственным, то это, скорее, исключение. А вот противоположный пример: в Москве, частные школы, в отличие от государственных, платят налог на землю. Хотя размер налога снижен за счет специальных коэффициентов, но в год-то набегают миллионы рублей, которые можно было бы потратить на развитие столичного образования, поддержку одаренных детей, закупку новейшего оборудования! И эту проблему надо решать. Еще одна проблема – отсутствие в вузах юристов, специализирующихся на вопросах образования, что мешает грамотно выстраивать отношения с государственными органами. Или взять такие злоупотребления проверяющих органов, как ознакомление ректоров одних частных вузов с предписаниями, выданными другим частным университетам. Что это — подыгрывание конкурентам и коррупция?

- У Вас есть уже конкретные предложения властям?

- Одно из них – наряду с государственными и частными школами и вузами создать третий тип образовательных организаций – коммерческих со статусом социального предпринимательства, что сейчас запрещено законом. Это могли бы быть учебные заведения, работающие по современным международным образовательным стандартам. В этом случае в стране появится настоящая конкуренция стандартов, что обеспечит ускоренное развитие направления в целом.   Кроме того, считаю, что настало время покончить с лицемерием на государственном уровне, когда госчиновники вначале всячески демонстрируют пренебрежение к частным образовательным организациям, а затем вдруг оказываются через доверенных лиц чуть ли не владельцами таких организаций. 

Актуальная информация у омбудсмена, с одной стороны, должна отражать реальное состояние частного образования, а, с другой, служить катализатором процессов, обеспечивающих достойное участие частных образовательных организаций в жизни страны.

Надеюсь, у нас все получится!

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Вузы - 24 января 2020

России не хватает вузов

А вот получать высшее образование Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал на местах, в регионах. При этом отметил, что у региональных сотрудников разных отраслей должна быть возможность непрерывного повышения квалификации в крупнейших столичных вузах.

Школы - 26 января 2020

Соколов: Дети должны бесплатно посещать кинотеатры для просмотра как современного, так и советского кино

Наряду с современными детскими фильмами школьникам также нужно показывать и советское кино. Дело в том, что многие дети не видели старых русских фильмов.

24 января 2020

В финале олимпиады «Я – профессионал» поборются студенты более 600 вузов России

Как сообщили РОСВУЗу организаторы, заключительный, очный, этап олимпиады «Я – профессионал» стартует 25 января и продлится до 6 марта включительно.

До школы - 24 января 2020

В российское образование пришли два новых министра

Ни один из прежних глав министерств, ранее отвечавших в стране за образование — Ольга Васильева (Минпросвещения) и Михаил Котюков (Минобрнауки) - не вошли в состав нового правительства.

Школы - 25 января 2020

Более полумиллиона российских школьников приняли участие в олимпиаде по программированию Учи.ру

Завершилась бесплатная онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию для 1-х - 11-х классов. В соревновании приняли участие более 544 000 детей разных возрастов со всей России

До школы - 23 января 2020

Новым министром просвещения стал экс-глава Рособрнадзора Сергей Кравцов

Прежняя глава Минпросвета Ольга Васильева не сохранила свой пост в новом правительстве Михаила Мишустина. Ее преемником стал возглавлявший до сих пор Рособрнадзор Сергей Кравцов.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.2%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.8%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город