Как показали опросы 60 тыс. студентов и преподавателей из 13 ведущих российских вузов, трое из каждых четырех учащихся и представителей профессорско-преподавательского состава в ходе пандемии испытывали ощущения психологического неблагополучия, а 20% из них — умеренную, а то и тяжелую депрессию. Исследование было проведено по поручению Минобрнауки. И по его итогам глава ведомства Валерий Фальков настоятельно порекомендовал вузам «поставить психологическую поддержку на другой уровень».
По словам Фалькова, «это один из факторов, обеспечивающий качество высшего образования. Если студент разбалансирован, у него нет хороших навыков работы с собой по времени, то, что называется тайм-менеджмент, умения работать самостоятельно, он чувствует на протяжении непродолжительного времени, не общаясь в коллективе, изолированность, и это его угнетает серьезно, то о каком результате может идти речь».
При этом характерно, что особенно сильно депрессия ударила по студентам из менее обеспеченных семей: доля «демонстрирующих признаки неблагополучия» там составила 84% против 67% среди студентов из наиболее обеспеченных семей. А это, как отмечается в докладе Минобрнауки, ставит вопрос о важности таргетированных мер психологической поддержки для наименее обеспеченных студентов».
Отметим также, что в число вузов-участников опроса вошли такие флагманы отечественного высшего образования, как Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, РАНХиГС, МИСиС и Сеченовский университет.