В России разразился очередной коррупционный скандал с участием руководящих кадров, выпестованных федеральными министерствами, призванными отвечать за образование и воспитание молодого поколения нашей страны. Прошлым летом за хищения была арестована замминистра образования и науки и министерский статс-секретарь Марина Лукашевич. А на этой неделе по делу о мошенничестве в особо крупном размере допрашивают недавнюю замглаву Минпросвещения, а ныне - вице-президента Сбербанка Марину Ракову.
Марина Ракова была назначена вице-президентом Сбера в марте 2020 года. Там она курировала работу дивизиона «Цифровые образовательные платформы». А до того с октября 2018 года занимала пост замминистра просвещения России и гендиректора Фонда новых форм развития образования (ФНФРО). Именно там, судя по всему, и было совершено хищение бюджетных средств в особо крупных размерах: по данным одних источников с легкой руки Раковой «ушли налево» более 50 млн рублей, а по информации других — 150 млн.
Что касается последнего места работы Раковой, то там, едва в СМИ появились первые сообщения о претензиях к ней со стороны правоохранителей, тут же заявили, что это дело «не имеет отношения к деятельности Сбербанка».
Минпросвет от каких бы то ни было комментариев по данной теме активно уклоняется. Однако в СМИ все же просочились сведения, что расследование, фигурантом которого в том числе является и Ракова, ведется по факту мошенничества с госконтрактами в сфере образования, заключенные при участии экс-замглавы Минпросвета в 2019 году (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В частности, Ракову подозревают в том, что она пролоббировала выделение Фонду новых форм развития образования бюджетных средств, предназначавшихся для госконтрактов по широко разрекламированному федеральному проекту «Учитель будущего». Однако, получив эти средства, ФНФРО, созданный при министерстве «для методической и информационной поддержки проектов по разработке и внедрению уникальных образовательных методик и педагогических инициатив» с целью выявления юных талантов, а также развития интеллектуальных и творческих способностей детей и молодежи» и т. д. и т. п., вывел их за скобки образования. Или, говоря проще, стараниями своего руководства похитил. По этой причине обыски, кроме Раковой, прошли также у тогдашнего руководства ФНФРО и у главы одного из департаментов Минпросвещения.
В деле оказалась замешанной и Российско-британская Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), являвшаяся одним из подрядчиков фонда. На данный момент экспертиза выявила фальсификацию отчетов по проводимым научным исследованиям, и сейчас руководство «Шаинки» дает показания по этому поводу.
Сама Ракова, судя по всему, решила скрыться от следствия: она не явилась на очередной допрос, перестала выходить на связь, а в ее жилище, когда туда явились следователи, обнаружились следы поспешных сборов. Ракова объявлены в розыск. Однако правоохранительные органы уверены, что она не покидала территории России, а потому шанс задержать ее есть.
РОСВУЗ будет внимательно следить за развитием событий.
Пока же напомним о другом недавнем коррупционном скандале с участием главных образованцев страны. Не далее как прошлым летом была арестована замглавы Минобрнауки Марина Лукашевич и начальник управления реализации программ в сфере науки и образования Россотрудничества, а ранее - директор департамента госзакупок того же министерства Михаил Попов.
Обвинение аналогичное: мошенничество в особо крупном размере. Аналогичными оказались и масштабы воровства — в качестве стартовой суммы были обозначены 50 млн рублей.
По версии следствия, с помощью Лукашевич с одной из компаний за бюджетные средства были заключены не менее пяти контрактов на проведение «научных» исследований по темам, вроде: «Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011—2015 гг. и 2016−2020 гг.» (на 5,1 млн рублей); «Разработка и экспертно-аналитическое сопровождение реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования дополнительного образования детей» (3,2 млн рублей); «Проведение комплексного анализа правоприменительной практики в системе высшего образования РФ и развитие нормативно-методических основ модернизации высшей школы» (18,83 млн рублей); «Совершенствование программно-целевых инструментов Минобрнауки России в научной сфере за счёт межпрограммной координации» (19,68 млн рублей) и «Разработка, научное обоснование методики оценки и рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов после завершения проектного финансирования на основе анализа результатов комплексного исследования устойчивости проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011—2016 годах» (2,375 млн рублей).
Актуальность «научных» исследований подобных тем — отдельный вопрос. Однако их всё же провели, а в итоге заказчику были представлены результаты выполненных работ, заведомо несоответствующие условиям договоров. Их приемку осуществил уже упомянутый Михаил Попов.
Мда…неужели им денег мало платят? Полный беспредел 😡