В редакцию РОСВУЗ попала переписка ректора одного из российских вузов со своими коллегами. В письме он настоятельно рекомендует кураторам обеспечить активность студентов в интернет-группах и блогах учебного заведения. Казалось бы, что в этом необычного или настораживающего? Ответ на этот вопрос был все в том же письме – сайт и группы в соцсетях учебного заведения являются предметом пристального мониторинга Рособрнадзора.
Любому, кто время от времени заглядывает на интернет-страницы вузов России наверняка бросилась в глаза похожесть, с недавних пор присущая сайтам абсолютно всех учебных заведений, да и количество сообществ в социальных сетях, созданных именно представителями вузов, ощутимо возросло. Возможно, кто-то даже задавался вопросом, откуда такой «идеальный порядок» на сайтах школ, колледжей и институтов и такое количество «школьных сетевых активистов».
Причиной подобных изменений в виртуальной жизни вузов стали новые методы оценки эффективности вузов и качества образования Рособрнадзора. Теперь, проанализировав интернет-составляющую работы учебного заведения, контролирующее ведомство выбирает направление проверки. Так, удовлетворившись размещенными на сайте документами, отзывами в соцсетях и блогами преподавателей, Рособр может и не нагрянуть с проверкой. В общем, если хорошо постараться, и бросить все силы на создание имиджа в соцсетях, можно избежать массы неприятностей и всегда быть в числе эффективных.
С другой стороны, к вузам, отставшим от жизни и, как и прежде сосредоточенным на семинарах и лекциях, а не наполнении сайтов и блогов, может нагрянуть проверка Рособрнадзора.
Создается ощущение, что мы снова идем не тем путем. Всем известно, что найти хорошую IT-команду, следящую за наполнением сайта, и еще несколько человек, которые будут писать восторженные отзывы о своем учебном заведении (и попутно не самые восторженные о вузах-конкурентах) сегодня не так уж и сложно. Гораздо труднее сохранить многолетние традиции российских вузов, фундаментальный подход к обучению молодых специалистов, бесценный опыт выдающихся ученых и педагогов.
Ведь мы не пойдем на прием к врачу, который умеет грамотно делать репосты, и не полетим на самолете, собранном самым известным в вузе блоггером. Может быть стоит поменять акценты при оценке эффективности вузов?