Как ранее сообщал РОСВУЗ, Минобрнауки внес ряд изменений в процедуру оценки эффективности вузов – 2015. Чем было вызвано подобное решение? Возможно, несколько односторонней, неполной оценкой вузов по итогам предыдущего мониторинга, либо акциями протестов ведущих учебных заведений, внезапно оказавшихся «за чертой эффективности», или, наконец, тем, что учредителем многих из этих вузов оказался сам Минобрнауки и другие госведомства.
Тем не менее, изменения есть: во-первых, упразднили сами понятия «неэффективный вуз» и «признаки неэффективности», во-вторых, дополнили и перечень критериев, по которым будет оцениваться высшее учебное заведение, в-третьих, даже не соответствующий идеалам эффективности вуз теперь сможет положиться на решение мудрого учредителя.
Что касается упразднения вышеназванных определений, то они отменены, поскольку их использование сопряжено с большими репутационными рисками для вузов и их учредителей. Здесь опять же уместно вспомнить, что неэффективными в свое время были названы госвузы с громкими именами, а среди учредителей: Минобрнауки, Минкомсвязи, Минсельхоз и другие государственные ведомства. То есть все логично.
Рассматривая изменения, которые внесены в перечень критериев эффективности, отметим, что отныне будет учитываться фактическое трудоустройство выпускников, причем оценка трудоустройства будет проводиться на основании данных Пенсионного Фонда об отчислениях работодателями соответствующих взносов. Скажем так, показатель с большой погрешностью, учитывая, что многие выпускники трудоустроены неофициально.
Как сообщают «Известия», ежегодный мониторинг эффективности вузов пополнился еще одним оценочным показателем — качество и доступность образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Принимая во внимание, что многие вузы расположены в зданиях постройки начала и середины ХХ века (часть из них - памятники архитектуры), ясно, что в них нет лифтов и пандусов. Добавим еще один «минус» к эффективности вуза.
Вкупе с критерием приспособленности вуза для людей с ОВЗ критерием Минобрнауки предлагает внедрить систему учета результатов оценки научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения. Иными словами, мониторинг эффективности будет включать оценку самими студентами своей alma mater. Назвать этот критерий объективным крайне сложно, ведь студенты в своей оценке будут руководствоваться скорее эмоциями, нежели здравым смыслом. Одним словом, продолжаем ждать сюрпризов от мониторинга – 2015, ибо результаты могут быть достаточно непредсказуемыми.
В принципе, Министерство уже подстраховалось. Частично переложив ответственность на учредителя. который и будет в итоге принимать решение о судьбе учреждения. Кроме того, на подхвате и «санитары образования» - Рособрнадзор, проверки которого всегда «подтверждают» результаты мониторинга эффективности Минобрнауки и помогают избавить российскую образовательную систему от некачественного образования. Остается вопрос - кому и зачем нужен такой мониторинг? И что он отражает? Стремление к механическому сокращению количества вузов и, соответственно, снижению нагрузки на министерский бюджет, за неимением возможности провести коренные реформы системы образования? Пожалуй, да, так же как неэффективность самих мер, принимаемых Министерством образования и науки.
Есть спорные вещи, но в целом, все верно. К сожалению!