На этой неделе в Минобрнауки России состоялось заседание Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных учреждений высшего образования. Представители Минобрнауки России, Минсельхоза России, Минтранса России, Минкультуры России, общественных организаций, экспертных ассоциаций, а также представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации подвели итоги работы по результатам мониторинга вузов в 2014 году и обсудили предложения и перспективы изменений процедуры мониторинга на 2015 год.
Недовольство вузовского сообщества появлением системы мониторинга эффективности высшего образования, а главное, сопротивлением санкциям за несоответствие контрольным критериям Минобрнауки привело к небольшой победе вузов - передаче принятия решений относительно дальнейшей деятельности вузов, не достигших по итогам исследования четырех и более показателей, в ведение учредителей. Кроме того, было принято решение об исключении терминов «признаки неэффективности», «неэффективный вуз».
Межведомственная комиссия рекомендовала учредителям 1006 вузов и филиалов, не выполнивших менее 4 основных показателей мониторинга, провести мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности. В числе образовательных организаций с низкими показателями оказались 62 государственных вуза и 478 филиалов государственных вузов, 14 вузов и 10 филиалов, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, а также 442 частных вуза и филиалов.
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул открытый формат проведения мониторинга.
«По каждому вузу и по каждому филиалу на территории Российской Федерации все 55 показателей мониторинга публикуются в открытом доступе, в этом и заключается суть, – сказал министр. – А процедура, которую мы применяем при этом анализе, нацелена только на отделение тех вузов, в отношении которых есть сильные сомнения в их способности обучать студентов на высоком качественном уровне». При этом министр не сообщил причины попадания в списки неэффективных вузов, а значит подпадающих под санкции, уникальные учебные заведения, сохранившиеся даже в период Второй мировой.
Несмотря на кадровый голод в аграрном секторе страны, в таком же опасном положении оказались и вузы структуры Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Представитель министерства Сергей Золотарев сообщил, что, по итогам мониторинга, Минсельхозом России был утвержден план оптимизации системы подведомственных образовательных учреждений. “На данном этапе Минсельхоз России осуществляет оптимизацию 11 вузов и 8 филиалов. В отношении 6 филиалов ведомство запланировало реорганизацию в форме ликвидации или закрытия программ высшего образования. В настоящий момент два вуза в Москве и два вуза в Ростовской области реорганизованы в форме присоединения соответственно к Российскому государственному аграрному университету (МСХА имени Тимирязева) и Донскому аграрному университету. По итогам Мониторинга 2013 года 4 вуза, подведомственные Минсельхозу России, были признаны нуждающимися в оптимизации».
Страшное слово “оптимизация” не коснулась вузов, чьи регионы имеют влияние в администрации Президента РФ и межведомственная комиссия, чудесным образом, единогласно поддержала решение об исключении из перечня образовательных учреждений, подлежащих реорганизации, Санкт-Петербургскую государственную академию ветеринарной медицины и Казанский государственный аграрный университет. Это предложение было вынесено на обсуждение представителем Минсельхоза России. Как говорится на портале Минобрануки –“Межведомственная комиссия учла предоставленные ими позиции по оценке последствий принятия решений о реорганизации и позиции региональных властей”
Появление в комиссии представителя «Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России» (АНВУЗ) Владимира Зернова, вселяло надежду на решения многих вопросов, касающихся дублирования лицензионных и аттестационных проверок с мониторингом вузов. Однако, господин Зернов отчитался о проделанной работе по итогам мониторинга негосударственного сектора за 2013-2014 гг. По данным Ассоциации негосударственных вузов России учредителями закрыто 53 частных вуза и 59 филиалов. Кроме того осуществляется реорганизация 44 частных вузов в различных субъектах Российской Федерации.
После рапорта об “оптимизации” Владимир Зернов был верен своей риторике, заявив буквально следующее: «Есть цель создать мобильную и прозрачную схему комплексной реорганизации негосударственного сектора образования, которая сможет помочь механизмам инновационного развития в стране в целом и на местах в частности». Редакция РОСВУЗа будет выяснять у Председателя АНВУЗ, подробности этого заявления (смотрите в проекте TV-i на РОСВУЗе в январе 2015 года).
Как сообщал ранее РОСВУЗ, к критериям эффективности в 2015 году добавится еще один - критерий заработной платы в вузе.
По итогам докладов и обсуждений Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования ни один член комиссии не обратил внимание на неэффективность проведения мониторинга, который не выполняет задачу повышения качества программ в вузе, а отвлекает проффесорско-преподавательский состав на ежедневную подготовку документов для данного мониторинга. В итоге, комиссия рекомендовала учредителям образовательных организаций высшего образования продолжить работу по повышению эффективности деятельности образовательных организаций.