Даже официальная статистика свидетельствует: четверть российских педагогов и сейчас получает меньше 15 тыс. руб. в месяц, причем, добавим, при запредельных учебных нагрузках. Причины этой «консервации бедности миллионов учителей» выявили сами педагоги: это - «война» трудового законодательства федерального и регионального уровней. Информация об этом, как стало известно РОСВУЗу, была направлена главе Минпросвета Ольге Васильевой. Однако ведомство пока занято лишь мониторингом ситуации.
На недавних парламентских слушаниях Ольга Васильева жестко одернула главу одного из региональных комитетов по образованию и науке. Та предложила установить на федеральном уровне базовую ставку учителя не в 5-8 тыс. руб., как сейчас в большинстве регионов, а в размере «выше минимального размера оплаты труда». Однако вместо обсуждения идеи, федеральный министр взъелась — иначе не скажешь — на ее автора за отсутствие данных о том, сколько школ выполняют рекомендации Трехсторонней комиссии 2016 года, согласно которым базовая часть оплаты труда учителя должна составлять в структуре зарплаты не менее 70%.
Пользователей сети главным образом возмутил тон главы Минпросвета. Однако еще более важный момент от большинства из них ускользнул. Но не от столичного педагога дополнительного образования высшей категории Ирины Канторович!
«Практически каждый ключевой аспект начисления зарплат учителям (и всем бюджетникам) регулируется сейчас двумя несогласованными, а то и прямо противоположными по смыслу законными актами, что дает законное право манипулировать деньгами, выделенными госучреждениям на зарплаты»,- разъяснила она РОСВУЗу- Так, согласно упомянутым министром «Единым рекомендациям по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», рекомендуемые доли выплат по должностным окладам в структуре зарплаты для работников учреждений образования, должны быть не ниже 70%. И именно на невыполнение этих рекомендаций разгневалась Ольга Юрьевна, а позже, на Всероссийском совещании региональных министров, она добавила, что такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов: «Доходит до того, что гарантированная часть составляет 10%. Я вам напомню, что это поручение председателя правительства, а правила закреплены Трехсторонней комиссией»,- подчеркнула она. И здесь кроется главный камень преткновения».
Как подтвердит любой специалист, с юридической точки зрения «Единые рекомендации…» носят именно рекомендательный характер, разъясняет Канторович. А, стало быть, «выполнять их совершенно не обязательно, так как за их невыполнение невозможно привлечь к ответственности. И я подозреваю, что этот юридический нюанс Ольге Васильевой, к сожалению, не известен. Региональные же власти в параллель с «Едиными рекомендациями Трехсторонней комиссии…» издают законы, обязательные к исполнению, но совершенно не соблюдающие нормы этих «Единых рекомендаций». И соотношение базовой и стимулирующей частей с полным на то законным основанием устанавливают сами. А отсюда и проблема: совершенно законно стимулирующая часть может быть и 90%, а базовая 10% - т. е. как раз такая цифра была названа Васильевой.
Выход один, пишет Канторович главе Минпросвета: вернуть в Трудовой кодекс части 4 Ст. 133 ТК РФ, согласно которой размеры базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ): утратившие силу согласно части 2, Ст.2 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ. То есть сделать то самое, за что Васильева так напустилась на слушаниях на представителей регионов.
Однако в министерстве идут своим путем: «Единые рекомендации на 2019 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений 25 декабря 2018 года (протокол № 12), при совершенствовании систем оплаты труда педагогических и иных работников предусматривают перераспределение средств, предназначенных на оплату труда в организациях, таким образом, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организации,- заявили РОСВУЗу в Министерстве просвещения.- Отметим, что в настоящее время Минпросвещения России запущен и ведется мониторинг соотношения базовой и стимулирующей частей заработной платы и моделей систем оплаты труда, применяемых в регионах для выявления лучших практик и проблемных зон».
Мониторинг — это, конечно, неплохо. Однако в государственных школах тем временем, по словам Канторович, ситуация такова, что «при одной нагрузке в одной и той же провинциальной школе большинство учителей получает зарплату 10-15 тысяч, а три-четыре «приближенных» учителя – 70-100 тыс. (через стимулирующие выплаты). И это не противоречит законодательству, что подтвердили чиновники Минтруда. Ведь им платят не просто так, а на основании Положения о премировании, принятого в каждой школе. И отчетная «средняя» при этом получается очень неплохая».