На рубеже 1990-х годов, на волне демократических реформ, частное образование в нашей стране создавалось как по запросу граждан, искавших альтернативу бездушному казенному обучению, так и в помощь государству, не способному не только удовлетворить все образовательные запросы населения, но и поддерживать госшколу на современном уровне. С тех пор минуло 30 лет. Однако власти и сегодня в лучшем случае не считают частные школы и вузы своими союзниками и партнерами. А в худшем - видят в них конкурентов, которых надо сокрушить, а бизнес отнять. Как выстраивать в таких условиях диалог с госструктурами, разбирались участники I съезда руководителей частных образовательных организаций, начавшего свою работу 10 апреля в рамках Московского международного образовательного салона.
С точки зрения закона, включая высший, Конституцию, права организаций государственного и частного образования в нашей стране абсолютно равны. Запрос россиян на частное образование, по данным Фонда «Общественное мнение», также велик: 21% родителей считают, что образование в частных школах лучше, чем в государственных, а еще 13% (т. е. в масштабах страны - сотни тысяч человек) хотели бы отдать туда своих детей.
Преимущества частных школ, определившие этот выбор, очевидны. Здесь в первую очередь появляются новые, прогрессивные модели обучения детей (например, личностные, индивидуальные подходы и траектории); выше качество обучения; больше возможностей для работы с особыми детьми, будь то юные гении или ребята с проблемами здоровья. К слову сказать, по данным Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), количество заболеваний у детей, проучившихся в частных школах три года, вдвое ниже, чем у тех, кто проучился там лишь год-два. И этот перечень можно продолжать.
Между тем, реально в российских частных школах учатся менее 1% детей (по другим данным — около 2%, но существа дела это не меняет). Таким образом, в стране «есть право, есть потребность, есть экономическая целесообразность. Но частное образование не попадает в фокус государства и государственной политики, а интересы чиновников не распространяются далее контрольно-надзорных функций,- констатировала вице-президент АсНООР по вопросам общего образования Татьяна Щур.- И последние два-три года во взаимоотношениях государства и частного образования каждый последующий год положение лишь ухудшается».
Действительно, новый закон «Об образовании» практически лишил частные образовательные организации всех прежних, и без того невеликих, льгот, переведя их на муниципальный уровень с его вечным дефицитом средств, отметил президент АсНООР Александр Вильсон. Даже в благополучной Москве, в нарушение федерального законодательства, на одного учащегося частной школы выделяется из бюджета лишь 63 тыс. руб. в год, в то время, как норматив для учащихся госшкол составляет 120 и даже 150 тыс. руб. Что уж говорить о регионах, большинство которых в нашей стране, как известно, являются дотационными!
Впрочем, у столичных частных школ — своя беда: их душат непомерные арендные и прочие выплаты за эксплуатацию школьных зданий и земельных участков, на которых они расположены. Благоденствуют лишь конфессиональные, преимущественно, православные частные школы, получая столь мощную финансовую поддержку государства и церкви, что дети учатся там бесплатно. Но таких частных очень мало - всего 5,5%, тогда как остальные — подавляющее большинство — который год находятся в состоянии стагнации, едва сводя концы с концами. А уж беспредел с аккредитацией частных образовательных организаций и вовсе находится за гранью добра зла, констатировали участники съезда...
Со всем этим пора покончить, решили они. В окончательном виде предложения частного сектора образования будут сформулированы в Резолюции, принятой по итогам съезда, и тогда РОСВУЗ обязательно сообщит о них. Пока же омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по правам предпринимателей Амет Володарский предложил следующее.
1. Изменить морально устаревшие и взаимно дублирующие друг друга системы аккредитации и лицензирования, проверяющие сегодня не качество знаний, а произвольно выбранные количественные показатели. «Нынешняя процедура превратилась в дубинку, ставящую под вопрос существование образовательных организаций»,- подчеркнул он.
2. Трансформировать Рособрнадзор в орган консультационно-методический. Он должен заниматься созданием новых образовательных стандартов, а не закрытием вузов с богатой инфраструктурой при попустительстве слабым вузам, якобы закрытым, но тут же вновь открывающимся под новой вывеской. При этом необходимо покончить с практикой согласования предписаний с конкурентами вузов, которым они были вынесены.
3. Создание реального механизма государственно-частного партнерства. С этой целью наладить совместную работу с Рособрнадзором и обоими образовательными министерствами, возможно, путем создания при них представительств (департаментов) по делам частных образовательных организаций.
4. Легализовать частное репетиторство с созданием четких правил работы и, возможно, с выдачей патентов.
5. Создать именные образовательные сертификаты и выделять на них бюджетные средства, независимо от формы собственности образовательной организации — государственной или частной — выбранной семьей данного учащегося.
6. Принять поправки к законодательству, признав некоммерческие организации со статусом частных образовательных организаций социальными предприятиями, либо узаконить третью группу вузов и школ, которые станут коммерческими организациями.
РОСВУЗ будет внимательно следить за дальнейшей работой съезда и обязательно проинформирует наших читателей о его итогах.