Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Спасти частное образование! TOP RV

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

На рубеже 1990-х годов, на волне демократических реформ, частное образование в нашей стране создавалось как по запросу граждан, искавших альтернативу бездушному казенному обучению, так и в помощь государству, не способному не только удовлетворить все образовательные запросы населения, но и поддерживать госшколу на современном уровне. С тех пор минуло 30 лет. Однако власти и сегодня в лучшем случае не считают частные школы и вузы своими союзниками и партнерами. А в худшем - видят в них конкурентов, которых надо сокрушить, а бизнес отнять. Как выстраивать в таких условиях диалог с госструктурами, разбирались участники I съезда руководителей частных образовательных организаций, начавшего свою работу 10 апреля в рамках Московского международного образовательного салона.

С точки зрения закона, включая высший, Конституцию, права организаций государственного и частного образования в нашей стране абсолютно равны. Запрос россиян на частное образование, по данным Фонда «Общественное мнение», также велик: 21% родителей считают, что образование в частных школах лучше, чем в государственных, а еще 13% (т. е. в масштабах страны - сотни тысяч человек) хотели бы отдать туда своих детей.

Преимущества частных школ, определившие этот выбор, очевидны. Здесь в первую очередь появляются новые, прогрессивные модели обучения детей (например, личностные, индивидуальные подходы и траектории); выше качество обучения; больше возможностей для работы с особыми детьми, будь то юные гении или ребята с проблемами здоровья. К слову сказать, по данным Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), количество заболеваний у детей, проучившихся в частных школах три года, вдвое ниже, чем у тех, кто проучился там лишь год-два. И этот перечень можно продолжать.

Между тем, реально в российских частных школах учатся менее 1% детей (по другим данным — около 2%, но существа дела это не меняет). Таким образом, в стране «есть право, есть потребность, есть экономическая целесообразность. Но частное образование не попадает в фокус государства и государственной политики, а интересы чиновников не распространяются далее контрольно-надзорных функций,- констатировала вице-президент АсНООР по вопросам общего образования Татьяна Щур.- И последние два-три года во взаимоотношениях государства и частного образования каждый последующий год положение лишь ухудшается».

Действительно, новый закон «Об образовании» практически лишил частные образовательные организации всех прежних, и без того невеликих, льгот, переведя их на муниципальный уровень с его вечным дефицитом средств, отметил президент АсНООР Александр Вильсон. Даже в благополучной Москве, в нарушение федерального законодательства, на одного учащегося частной школы выделяется из бюджета лишь 63 тыс. руб. в год, в то время, как норматив для учащихся госшкол составляет 120 и даже 150 тыс. руб. Что уж говорить о регионах, большинство которых в нашей стране, как известно, являются дотационными!

Впрочем, у столичных частных школ — своя беда: их душат непомерные арендные и прочие выплаты за эксплуатацию школьных зданий и земельных участков, на которых они расположены. Благоденствуют лишь конфессиональные, преимущественно, православные частные школы, получая столь мощную финансовую поддержку государства и церкви, что дети учатся там бесплатно. Но таких частных очень мало - всего 5,5%, тогда как остальные — подавляющее большинство — который год находятся в состоянии стагнации, едва сводя концы с концами. А уж беспредел с аккредитацией частных образовательных организаций и вовсе находится за гранью добра зла, констатировали участники съезда...

Со всем этим пора покончить, решили они. В окончательном виде предложения частного сектора образования будут сформулированы в Резолюции, принятой по итогам съезда, и тогда РОСВУЗ обязательно сообщит о них. Пока же омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по правам предпринимателей Амет Володарский предложил следующее.

1. Изменить морально устаревшие и взаимно дублирующие друг друга системы аккредитации и лицензирования, проверяющие сегодня не качество знаний, а произвольно выбранные количественные показатели. «Нынешняя процедура превратилась в дубинку, ставящую под вопрос существование образовательных организаций»,- подчеркнул он.

2. Трансформировать Рособрнадзор в орган консультационно-методический. Он должен заниматься созданием новых образовательных стандартов, а не закрытием вузов с богатой инфраструктурой при попустительстве слабым вузам, якобы закрытым, но тут же вновь открывающимся под новой вывеской. При этом необходимо покончить с практикой согласования предписаний с конкурентами вузов, которым они были вынесены.

3. Создание реального механизма государственно-частного партнерства. С этой целью наладить совместную работу с Рособрнадзором и обоими образовательными министерствами, возможно, путем создания при них представительств (департаментов) по делам частных образовательных организаций.

4. Легализовать частное репетиторство с созданием четких правил работы и, возможно, с выдачей патентов.

5. Создать именные образовательные сертификаты и выделять на них бюджетные средства, независимо от формы собственности образовательной организации — государственной или частной — выбранной семьей данного учащегося.

6. Принять поправки к законодательству, признав некоммерческие организации со статусом частных образовательных организаций социальными предприятиями, либо узаконить третью группу вузов и школ, которые станут коммерческими организациями.

РОСВУЗ будет внимательно следить за дальнейшей работой съезда и обязательно проинформирует наших читателей о его итогах.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.3%
Государственное образовательное учреждение 48.7%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город