Оценки ЕГЭ стали более адекватными, а списывать на итоговых экзаменах стали не 100% выпускников, как раньше, а лишь каждый десятый. Однако без репетиторов и подготовительных курсов высокой оценки ЕГЭ по-прежнему не видать как своих ушей. Таковы итоги последнего опроса, оглашенные накануне Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Организаторы исследования признают: существенная часть общества, не имеющая личного, пусть и опосредованного, опыта в сдаче ЕГЭ, как, скажем, родители выпускников школы или учителя старших классов, как и прежде кроют этот вид итоговых испытаний на все корки. А вот среди причастных к единым госэкзаменам (выпускники 2016 года, первокурсники, родители, учителя и вузовские преподаватели) отношение к этой процедуре и ее итогам улучшилось.
Так, в объективности результатов ЕГЭ не сомневаются сейчас 80% учителей 11-х классов, 57% родителей, 62% выпускников школы текущего года и 60% нынешних первокурсников-высокобалльников. Лишь студенты 1 курса со средними и низкими баллами ЕГЭ, как правило, считают свои оценки несправедливыми, но их можно понять: охотников открыто признать себя лузером и кое-какером не так уж много.
Того же мнения придерживаются и преподаватели вузов, успевшие сравнить оценки ЕГЭ абитуриентов с первыми академическими достижениями студентов 1-го курса. 72% из них считают, что высокобалльники практически всегда или чаще всего подтверждают свои знания, и лишь 9% утверждают обратное. Правда, каждый пятый профессор вуза затруднился с ответом.
Впрочем, основной интригой исследования и, как признался РОСВУЗу замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, полной неожиданностью для чиновников, стал ответ на вопрос, достаточно ли знаний, полученных в школе, и самостоятельной подготовки выпускников, чтобы получить высокий балл ЕГЭ. С точки зрения 52% высокобалльников из числа нынешних первокурсников, этого довольно. Зато все остальные категории опрошенных высказали вдвое меньшую уверенность, да и 44% высокобалльников заявили, что таких результатов можно добиться только с помощью репетиторов или посещения подготовительных курсов. И с ними солидарны 66% учителей — максимальный результат среди всех респондентов!
Аналогичную картину дает вопрос, кто как готовился к ЕГЭ. 45% студентов-высокобалльников заявили, что занимались дополнительно с репетиторами или на курсах, а вот средне- и низкобалльники, по их словам, чаще готовились самостоятельно, что, очевидно, и предопределило полученные ими результаты. Вложили свои «5 копеек» в тему и 60% школьных учителей 11-х классов, заявивших, что без их помощи как следует к ЕГЭ не подготовиться.
Другой любопытный момент — отношение к списыванию на экзаменах. 11% высокобалльных и 12% прочих первокурсников этого года признались, что на ЕГЭ списали, а соответственно 88% и 86% заявили, что этого не делали. А вот из числа нынешних одиннадцатиклассников о готовности списать на экзамене заявило чуть ли не вдвое больше: 19% или каждый пятый.
В Рособрнадзоре этот феномен объяснили РОСВУЗу отсутствием опыта: дескать, не знает еще зеленая молодежь, что списать без последствий для себя практически невозможно. Между тем, последствия эти очень серьезные, предупредил фанатов списывания Музаев: «По итогам просмотра записей на ЕГЭ 2015 года были выявлены около 1,5 тыс. списывающих. Их результаты аннулированы, причем срока давности в этом вопросе не существует. Последняя группа в 15 человек в конце 2015 года была отчислена в Бурятии уже со студенческой скамьи. А в 2016 годы мы доведем число экзаменационных аудиторий с онлайн-наблюдением до 80%. Других изменений в ЕГЭ-2016 не будет».
МЕЖДУ ТЕМ. Как подтвердил РОСВУЗу Музаев, «в 2016 году задания ЕГЭ по базовой математике впервые будут полностью выложены в открытом доступе». Что же касается шанса на поступление на бесплатное место в хороший вуз, то он остается высоким: бюджетных мест выделено около 400 тыс. на менее чем 700 тыс. выпускников школы, и достаточно будет сдать ЕГЭ в среднем на 65 баллов.