Как писал РОСВУЗ, в начале нынешнего учебного года Владимир Путин поручил Минобрнауки проработать вопрос об отказе от единого начала учебного года 1 сентября и переходе на индивидуальные графики в каждом образовательном учреждении страны от детского сада до университета. Причина — ежегодные логистические сложности в связи с массовым возвращением с отдыха к 1 сентября.
В министерстве, готовя это решение, решили «посоветоваться с народом» и с этой целью провели два опроса общественного мнения: для учителей и для родителей. Первые высказали свое мнение на сайте ведомства. Вторых опросил ВЦИОМ (Всероссийское общество изучения общественного мнения). И вот, что получилось.
Самую непримиримую позицию высказали учителя, и это понятно. Именно они несут ответственность за обучение детей, включая подготовку к ЕГЭ, а разнобой в продолжительности учебного года поставил бы ребят из разных школ в неравноправное положение на экзаменах. В итоге против идеи президента высказалось абсолютное большинство образовательного сообщества — 98%. При этом категорическое несогласие высказали 75%, а «скорее не поддержали» ее 14%. Лишь 11% высказались за, в том числе «полностью за» — лишь 3,7%.
Столь же определенно, хотя и с чуть меньшим преобладанием противников идеи, высказались родители. Не поддержали новшество 68,3% опрошенных, включая 47,3% однозначных противников; не определились с позицией 13,7%; а поддержали отказ от всероссийского Дня знаний 18%, причем, безоговорочно — лишь 3,8%.
Больше всего сторонников идеи президента, как явствует из параллельного опроса, проведенного уполномоченным по правам студентов Артемом Хромовым, оказалось среди учащихся вузов: за — 45%, против — 50%, остальные не определились. Однако основной причиной популярности идеи, как признались студенты, оказалось то, что при отказе от начала учебного года 1 сентября они надеются «меньше учиться». И это показательно.
По мнению же самого Хромова, «раскол, возникший в студенческом сообществе, является лишним подтверждением того, что поддерживать данную идею не надо». На том члены Общественного совета единогласно и порешили.
- С точки зрения транспортно-туристической отрасли, предложение понятно,- подытожил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, пообещав также ознакомить с результатами опроса президента.- Но с точки зрения образования оно неприемлемо. Образовательные потоки должны повсеместно двигаться синхронно, хотя бы с точки зрения сдачи ЕГЭ. Поэтому минусы данного решения явно перевешивают плюсы.
- Вообще, пора покончить с узко лоббистскими и узко отраслевыми предложениями, игнорирующими интересы образования,- дополнил член Общественного совета Михаил Гельфанд.- Непродуманные инициативы вредят системе образования!
Сохранив в стране единые рамки учебного года, члены Совета занялись реформой правил Всероссийской олимпиады для школьников. До 2014 года, сообщила директор министерского департамента госполитики в области общего образования Анастасия Зырянова, каждый регион имел право выдвигать в заключительный тур по одному участнику, даже если тот не набрал необходимого минимума баллов. Потом это правило отменили, и в итоге заключительный конкурс фактически разыгрывают ребята из Москвы, Петербурга и Казани. Пора восстановить квоту, подчеркнула она, ведь иначе шанса прорваться на всероссийский уровень у детей из подавляющего большинства регионов не будет, а бесконечно вариться в не первосортной среде детям крайне вредно.
Члены Совета согласились, но главным камнем преткновения стал вопрос о несправедливости предоставления в финале мест более сильных ребят более слабым, но прошедшим по квоте. В конце концов решение было найдено: выводить представителей регионов в заключительный финал не вместо победителей из тройки-пятерки сильнейших территорий, а дополнительно к ним. Его и утвердили.