Вскоре столичные школы могут отказаться от отметок пятибалльной, а на деле четырехбалльной шкалы с ее «двойками», «тройками», «четверками» и «пятерками». Весь прошедший учебный год в городе тестировалась новая система оценки достижений учащихся – так называемой «безоценочной системы», главная задача которой - отслеживать динамику индивидуальных достижений учащихся. В пилотном проекте участвовали сразу 13 школ Москвы.
В течение всего прошлого учебного года сразу 13 московских школ провели пилотный эксперимент по переходу на «безоценочную систему» оценки достижений учащихся. От привычной всем нам с детства системы она отличается тем, что учителя по всем предметам не ставят своим ученикам «двоек» или наоборот «пятерок», а отмечают достижения учащихся, одновременно фиксируя не усвоенные темы и области знаний, которые нужно еще подтянуть.
После этого учителя размещают свои комментарии в электронных дневниках, где родители могут видеть что ребенок усвоил хорошо, а где еще остались пробелы. При таком подходе «результаты школьников можно посмотреть в электронном дневнике, например, в виде диаграммы успехов, которая позволит отслеживать прогресс или регресс по определенным критериям»,- разъяснили РОСВУЗу в «ЭлЖуре». Таким образом, система оценки знаний наших учащихся теряет, если так можно выразиться, свой «карательный характер» и превращается в инструмент совершенствования образования.
Надо признать: подобная система оценивания результатов обучения для столичных школ — не абсолютная новость. Так, средние учебные заведения Москвы, работающие по программам международного бакалавриата, давно используют так называемую «критериальную систему оценивания», которая в свою очередь, подразумевает оценку знаний по определенным критериям. (По этой системе, к примеру, работает столичная гимназия «Гамма» №1404). Однако с 2014-2015 учебного года эксперимент, что называется, пошел вширь.
По данным директора Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, в прошлом учебном году по такой системе уже работали 13 московских школ. А после прохождения организованных в августе 2015 года обучающих семинаров для учителей, присоединиться к новой системе оценивания в новом учебном году смогут и другие желающие. Правда, с одним уточнением: форсировать события никто не собирается.
Как подчеркивают в Департаменте образования Москвы, назвать дату, когда все столичные школы перейдут на безоценочную систему, сейчас невозможно. Да это и не нужно: изменения столь глобального масштаба не могут массово навязываться школам, переход на такую систему должен быть сугубо добровольным, и школы смогут осуществить его лишь когда к этому будет готов как педколлектив, так и родители.
Впрочем, предпосылки к тому уже имеются. По данным социологического опроса, проведенного ранее столичным департаментом образования, до 98% московских учителей и сегодня используют собственную систему оценки знаний школьников, отличную от стандартной пятибалльной системы. Что же касается используемой ныне системы электронного журнала, то она максимально приспособлена к использованию критериальной системы оценивания знаний учащихся, особо подчеркнул РОСВУЗу разработчик электронного дневника и журнала «ЭлЖур» Денис Кузнецов:
- Функционал «ЭлЖур» позволяет вести учет успеваемости принимая во внимание особенности используемой системы оценивания, будь то критериальная, рейтинговая, стобалльная или какая-то другая. При использовании критериальной системы журнал позволяет автоматически в конце четверти вычислять средний балл отдельно по каждому критерию, а также суммирует средние баллы по разным критериям в рамках одного предмета. Учителям ничего вручную высчитывать не придется.