С 1 сентября в 5-х классах российских школах вводится обязательное изучение второго иностранного языка. Однако как это будет происходить на практике, неясно. Минобрнауки лишь сообщило, что процесс пойдет постепенно, «по готовности школ», а дополнительных часов на изучение нового предмета в школьной программе не появится. Складывающаяся картина вызывает серьезные опасения специалистов.
Весть о появлении в школе второго обязательного иностранного языка в канун нового 2015-2016 учебного года озвучил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, и по понятным причинам она тут же оказалась в центре внимания образовательного сообщества. Но вот, что примечательно: безудержного восторга у экспертов, несмотря на кажущуюся на первый взгляд привлекательность, новшество не вызвало.
- Нас как всегда шарахает из одной крайности в другую,- заявил РОСВУЗу руководитель комиссии по образованию РАН Амет Володарский.- Только что депутаты Госдумы уверяли, что и один иностранный язык изучать не патриотично, а теперь вводится второй. Лично я считаю, что это - заигрывание с родителями, желающими дать своим детям то, чего в свое время не имели они сами. И напрасно! В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), школам придется вводить второй иностранный язык за счет первого — например, часов, отводившихся ранее на изучение страноведческого аспекта или на проектную работу. В итоге ребенок не будет знать ни первого языка, ни второго и при этом испытывать колоссальные перегрузки, т. к. учиться по-русски намного легче, чем на иностранных языках, когда мозг испытывает двойную нагрузку. Гораздо полезнее было бы договориться, что на выходе выпускники школы должны овладеть одним иностранным языком в объеме не ниже, чем международный уровень В-1. По пути решения этой реальной и достойной задачи пошел Татарстан, и это — отличный пример для подражания. А второй иностранный язык, как это делается сейчас в спецшколах, надо изучать факультативно или в рамках дополнительного образования.
Критиковать в открытую заявление министра, притом подкрепленное ФГОС, официально вводящим с 5-х классов обязательное изучение второго иностранного языка, прошенные РОСВУЗов директора школ не рискнули. Однако на условиях анонимности все как один высказались о новшестве более чем скептически.
Основным камнем преткновения, по их словам, является неопределенность условий, на которых вводится новый предмет. Так, объявленная Минобрнауки «постепенность» процесса, его увязка с «готовностью» школы и отсутствие четких сроков введения новшества, предсказывают они, приведет к тому, что в одних школах 2-й иностранный язык в этом году появится, а в других, где школа объявит себя «не готовой» — нет. И что, спрашивается, делать ребенку, перешедшему среди учебного года из «неготовой» школы в «готовую»? Как наверстывать пропущенное?
Другая проблема заключается в том, что объем изучения 2-го иностранного языка, по крайней мере, пока, официально не установлен. Даже ориентировочно. А при таком раскладе сверстать программу обучения и приступить к ее реализации практически невозможно. Не разработаны и соответствующие методики; нет учебников, причем, не только в Федеральном перечне, по которым и должно вестись обучение, а в принципе. Есть лишь учебная литература этого рода для спецшкол с углубленной языковой подготовкой, где второй иностранный язык существует уже давно. Но речь-то сейчас о школах общеобразовательных, с программой, не «заточенной» под иностранные языки. А им нужны другие учебники.
Совершенно непонятно, как решать вопрос с преподавателями второго иностранного языка. Мало того, что в педвузах их никто никогда не готовил. Но если использовать с этой целью преподавателей «первого иностранного», школам, наверняка, придется набирать дополнительных педагогов. А дополнительных бюджетных средств на это, понятно, никто не выделит.
Главной же проблемой директора школ считают решение Минобрнауки не выделять дополнительных часов на новый предмет. С одной стороны, оно и понятно: учебная нагрузка наших школьников и так зашкаливает, и ее новое утяжеление попросту расплющит детей, либо превратит все дело в очередную профанацию. Но профанация неизбежна и без дополнительных часов, предрекают директора: «Ведь если обучение второму иностранному языку вести за счет часов, выделенных на другие предметы, например, первого иностранного, то толком изучить не удастся ни один из языков».
- Уже появился анекдот,- горько пошутил один из директоров.- Если раньше выпускники наших школ не знали одного иностранного языка, то теперь не будут знать двух!