Почему закон уравнивает права частных и государственных школ, но на деле равенством и не пахнет, а частники не только разоряются на аренде школьных зданий и земли, но выпадают из рейтингов лучших средних учебных заведений? Ответы на эти вопросы вместе с РОСВУЗом искали ведущие эксперты в сфере образования.
Рейтинги российских школ появились сравнительно недавно, и база их данных пока невелика. Однако некоторые выводы уже можно сделать. И главный из них - фактическое выпадение из перечня лучших из лучших негосударственных школ.
Так, например, в 2013-14 учебном году в московский перечень топ-400 вошла лишь одна частная школа - гимназия «Московская экономическая школа», занявшая 349-ю позицию в рейтинге лучших школ. А в 2014-15-м в перечне топ-300 уже не удалось обнаружить ни одной.
Ведущие российские негосударственные школы недоумевают, почему они не участвуют в рейтингах лучших средних учебных заведений, регулярно появляющихся в СМИ к 1 сентября,- заявил РОСВУЗу руководитель комиссии по образованию РАН Амет Володарский.- Ведь, скажем, по победам в олимпиадах они ничуть не уступают государственным: в качестве примера приведу лишь 9-классницу из московской Лингвистической школы, выигравшую в прошлом году физическую олимпиаду в МГУ им. Ломоносова. Может быть, частные школы отсекаются от рейтингов из-за боязни, что по качеству образования они оставят позади школы государственные? Ситуация с рейтингами, похоже, стоит в том же ряду, что разорительная арендная плата за школьные здания и земельные участки, которую платят частные школы и не платят государственные, хотя по закону их права равны. На деле же получается, что государство не только не помогает частному образованию, но всячески принижает его!
Нет, тут дело в другом, заверил РОСВУЗ директор Центра образования «Царицыно» — московской школы № 548 Ефим Рачевский:
- Частные школы Москвы при желании в рейтингах участвуют. Формально такая возможность у них есть. Однако на практике они сами сплошь и рядом не стремятся участвовать. И всё — из-за количественных характеристик оценивания школ и, соответственно, распределения мест в рейтингах. Например, по общему числу высокобалльников ЕГЭ выпуска текущего года. Вот и получается, что как бы замечательно ни учили детей в частных школах, они могут претендовать в рейтингах условно лишь какие-нибудь 640-е места. А как в глазах родительской общественности будет выглядеть такая школа, если берет за обучение сотни тысяч рублей в год?!
Окончательно прояснила РОСВУЗу детали глава комиссии по развитию образования федеральной Общественной палаты Любовь Духанина:
- Государственная школа, тем более сейчас, после тотального объединения в огромные комплексы-холдинги, где учатся тысячи детей, ежегодно выпускает по десятку 11-х классов, то есть в сумме порядка 300 человек. Между тем, у негосударственных школ совсем другие масштабы, а выпуск составляет в среднем от 8 до 15 человек. Да будь хоть они все поголовно высокобалльниками ЕГЭ и победителями олимпиад, конкурировать с образовательными мегахолдингами частные школы при расчете критериев успешности по общим количественным показателям не смогут никогда! По той же причине, кстати, школам вообще так выгодно сейчас наращивать число своих зданий: ведь чем больше у них детей, тем лучше шанс повысить свой рейтинг!
Правда, «в Москве периодически пытаются работать над качеством показателей при рейтинговании школ и как-то скорректировать их,- признала Духанина.- Но до завершения работы еще далеко. Так что выход один: не уповать на рейтинг как на систему полноценного оценивания качества образования, а развивать разносторонние оценки, а позитивным результатом считать прирост знаний и компетенций каждого отдельно взятого ребенка».