В свое время ЕГЭ вводили, чтобы покончить с репетиторством. Однако оно не только никуда не делось, но даже пошло вширь. А в итоге, как свидетельствуют последние исследования, подорожало настолько, что, репетиторы, готовящие выпускников к ЕГЭ, зарабатывают втрое больше учителей. Впрочем, иначе и быть не могло: достаточно взглянуть на задания ЕГЭ по истории, чтобы убедиться, что без специальной подготовки высокой оценки здесь не получить.
По данным Исследовательского центра портала Superjob, даже с учетом последних повышений средняя зарплата учителя в Москве колеблется в интервале от 35 тыс. до 60 тыс. руб. в месяц в зависимости от предмета. Между тем, средняя часовая ставка репетитора в Москве составляет от 800 до 1 800 руб. (Расценки зависят не только от предмета, но и от других факторов: индивидуальные занятия, а также занятия на территории ученика будут стоить дороже). Поэтому несложные расчеты, заявили РОСВУЗу исследователи, «показывают, что заниматься репетиторством выгоднее, чем работать учителем: обучая 4-х человек в день и работая 5 дней в неделю, можно зарабатывать в месяц от 80 тыс. до 160 тыс. руб. Регулярные расходы, которые несет репетитор в случае официального оформления своей деятельности, составляют чуть больше 30 тыс. руб. в год: патент для индивидуального предпринимателя, предоставляющего образовательные услуги, стоит около 11 тыс. руб.; отчисления в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования по минимальной ставке — 20,7 тыс. рублей».
Причины повышения популярности репетиторства и как следствие - роста стоимости этого вида услуг легче понять на примере ЕГЭ по некоторым предметам текущего года. Взять хотя бы историю. Как рассказал РОСВУЗу кандидат исторических наук, преподаватель подготовительных курсов ИСАА при МГУ им. Ломоносова, председатель редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе» Александр Морозов, «особенно много нареканий связано с заданием № 40 - «Исторический портрет», где надо указать время жизни исторического деятеля и не менее двух направлений его деятельности, причем характеристика каждого из них должна содержать исторические факты, отражающие эту деятельность. Эксперты с самого начала возражали против включения «Исторического портрета» в задания ЕГЭ. Они предупреждали, что критерии оценивания задания слишком размыты, степень развернутости характеристики основных направлений деятельности не определена, и это открывает двери произволу при выставлении оценок».
Ситуацию, по словам историка и его коллег из ведущих московских школ, усугубляет чрезмерно жесткую позиция городской апелляционной комиссии ЕГЭ по истории, отказывающаяся повышать оценки даже в случаях явной правоты апеллянтов. Впрочем, докопаться до истины бывает ох, как непросто.
- Так, давая исторический портрет Ярослава Мудрого,- рассказал он РОСВУЗу,- учащийся написал, что в 1036 году печенеги потерпели окончательный разгром. Но ответ был признан неверным, и апелляционная комиссия подтвердила это, указав, что разгром был не окончательным. Между тем, даже в «Повести временных лет» говорится: «И побежали печенеги врассыпную». Другой пример - княжеская деятельность по укреплению православия. Выпускница проиллюстрировала ее строительством Софийских храмов в Киеве и Новгороде. Но ей заявили, что храмы не имеют отношения к православию, т. к. молиться можно и дома!
Между тем, с точки зрения председателя предметной комиссии Москвы Игоря Данилевского, снижение баллов в обоих случаях, было абсолютно правомерным:
- Решения экспертов о снижении баллов, а затем апелляционной комиссии об отказе в удовлетворении претензий апеллянтов были правильными. Что касается укрепления православия, то строительство новых храмов в столицах, где за 50 лет после принятия православия его позиции были и так сильны, ничего не меняло. Вот если бы учащийся привел факты строительства за пределами Киева и Новгорода, или написал о подавлении выступлений, возглавлявшихся волхвами, было бы правильно. Разгром половцев в 1036 году также не был окончательным. Они тревожили сопредельные земли, включая рубежи Руси, вплоть до XIII века — пусть и в составе других объединений. Какой же это окончательный разгром?!
Позиции оппонентов — прекрасный повод для научной дискуссии. Но строить на таких тонких нюансах экзаменационные задания — значит с гарантией обрекать школьников на занятия с репетиторами. Именно это и происходит.