Подводя итоги ЕГЭ, власти второй год подряд говорят о позитивных результатах. Но если в прошлом году весь позитив свелся к чистоте процедуры, в то время как оценки существенно просели, то в этом при том же уровне честности результаты повысились на 3-4 пункта, а выпускники не только стали реже списывать, но и реже подавать апелляции.
Из-за демографических проблем число выпускников школы, а, значит, и участников ЕГЭ год от года год от года становится все меньше. Вот и в этот раз ЕГЭ сдавали около 725 тыс. человек, включая 650 тыс. выпускников текущего года, между тем как в 2014-м их было соответственно 733,4 тыс. и 684,6 тыс. Впрочем, главная особенность нынешней кампании состоит в другом: за исключением пары предметов, средний балл как по обязательным дисциплинам, так и по предметам по выбору поднялся сразу на 3-4 позиции.
Так, например,средний балл по русскому языку вырос с прошлогодних 62,5 до 65,9 баллов, т.е. на 3,4 пункта; а по профильной математике - с 46,5 до 50,9 или на 4,5 баллов. То же произошло и с большинством предметов по выбору. Так, по физике средний балл повысился с 45,4 до 51,1; по химии - с 55,3 до 57,1; по истории - с 45,3 до 47,1; по географии - с 52,9 до 53; по английскому - с 62,8 до 65,9; по обществознанию - с 55,4 до 58,6; по литературе - с 53,6 до 57,1. И это, подчеркивают в Рособрнадзоре, является свидетельством (добавим, первым за многие годы) стабилизации ситуации с едиными госэкзаменами.
Одной из причин, разъяснил РОСВУЗу замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, стало то, что «ребята перестали надеяться на утечки экзаменационных материалов, подсказки и списывание - а такие надежды, честно говоря, были еще в прошлом году. А потому стали лучше готовиться». Стратегический курс на введение сочинения и уровневых экзаменов по математике также оказался верным: сочинение улучшило показатели как по русскому, так и по литературе, а разбивка математики на два уровня, подчеркнул Сергей Кравцов РОСВУЗу, «сняла напряжение, возникшее вокруг экзамена по этому предмету, и обеспечила вузы лучшими абитуриентами».
Правда, по двум предметам по выбору результаты по сравнению с прошлогодними немного просели: по информатике - с 57,1 до 54, а по биологии - с 54,1 до 53,6 баллов. Причины выясняются: рабочая гипотеза на сегожняшний день, по словам Кравцова - «переток части выпускников с экзамена по физике на ЕГЭ по информатике. Но в целом эти цифры лежат в пределах допустимых погрешностей».
Слегка подросло и число 100-балльников: с прошлогодних 3705 до 3922 человек. Но это, убеждены в Рособрнадзоре, не возврат к беспределу прошлых лет (все 100-балльные работы уже перепроверены, а записи из аудиторий, где они писались, пересмотрены), а еще один знак стабилизации ситуации и более тщательной подготовки к экзаменам. Та же картина и с высокобалльниками, но перепроверка их работ пока еще не завершена.
А вот число удаленных с экзаменов из-за различных нарушений сократилось с 1,5 тыс. в 2014 году до 11 24 в 2015-м. И, что не менее важно, на 15% стало меньше апелляций. Это - дополнительные свидетельства повышения качества подготовки школьников и их более серьезного отношения к экзаменам. Глядишь, со временем репутация ЕГЭ улучшится до того, что общество всерьез начнет доверять его результатам. Но это пока, безусловно, дело будущего.
Впрочем, без проблем не обошлась и эта кампания. Как отмечалось на слушаниях в Общественной палате, главными проблемами года стали неудобства с проездом к месту сдачи экзаменов; недостаточная подготовленность персонала пунктов проведения экзаменов (ППЭ), а особенно — технические сложности в ходе впервые опробованной устная части ЕГЭ по иностранным языкам. «Ожидание на некоторых ППЭ доходило до 2-3 часов. А из-за отказа техники детей отправляли на резервные дни. Нельзя этого делать за счет детей!»- подчеркнул РОСВУЗу уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович.