Новое законодательство «Об образовании», казалось бы, напрочь покончило со школьными «золотыми» медалями. Во всяком случае, на федеральном уровне, оставив за регионами право вводить знаки отличия для особо отличившихся школьников на местном уровне. Однако вскоре все может измениться. Как стало известно РОСВУЗу, в Госдуму внесен проект закона, восстанавливающий школьное «золото» в федеральных правах.
Rак явствует из самого названия, поступивший в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федарции” в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи» значительно шире драгметовской тематики.
Так, в п.10-1 ч.3 ст.28 он предлагает в принципе легализовать «поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». А в п.11 той же части и статьи подкрепляет это предложение обязанностью органов образования хранить «в архивах информацию об этих результатах и поощрениях».
Разработана и целая система наград, применяемых как к учащимся, так и к выпускникам российских школ. Так, за успехи учащихся в перечисленных выше видах деятельности в соответствии с п.1 ст.34-1 применяются следующие виды поощрений. Это: «похвальный отзыв в письме к родителям (законным представителям) обучающихся; объявление благодарности в устной или письменной форме; награждение грамотой, ценным подарком, денежной премией; занесение фамилии обучающегося в Книгу почета образовательной организации или на Доску почета образовательной организации».
Своя градация наград предусмотрена и для выпускников школы. П.2 той же статьи предполагает, что они «могут быть поощрены: золотой медалью “За особые успехи в учении” или похвальной грамотой “За особые успехи”». Причем, условия и порядок предоставления указанных поощрений «определяются федеральным органом исполнительной власти» (т.е. Минобрнауки), а «локальными актами… могут быть предусмотрены иные виды поощрения учащихся». Другими словами, золотая медаль выпускника школы возвращает себе государственный статус.
Авторы законопроекта подчеркивают:
- С переходом на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и прием в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ правовое значение наличия медалей как льготы при поступлении в вузы утратило свою актуальность. С этого время золотые и серебряные медали стали иметь исключительно поощрительное значение, которое, тем не менее, остается для обучающихся и их родителей весьма значимым. Многие представители педагогического сообщества также считают, что возможность получения медали либо почетной грамоты по окончании общеобразовательного учреждения является мощным фактором стимулирования обучающихся к максимально полному и глубокому освоения программы среднего образования. Однако норм, раскрывающих порядок и формы поощрения обучающихся за их успехи в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности федеральный закон не содержит. А данный законопроект направлен на устранение этого правового пробела.
Рассмотрение законопроекта в профильном комитете по образованию еще впереди. Однако в неофициальном порядке члены комитета заверили РОСВУЗ, что «принятие закона Госдумой более чем вероятно. Он разработан в ответ на многочисленные обращения в палату педагогов и родительской общественности и отвечает настроениям большинства граждан России».
Дополнительный шанс на прохождение проекта закона, реанимирующего школьное «золото», дает состав его авторов, в число которых входят такие «тяжеловесы» из числа депутатов Госдумы, как Людмила Швецова, Григорий Балыхин, Николай Булаев, Вячеслав Никонов, и таких членов Совета Федерации, как Любовь Глебова или Зинаида Драгункина. Первое чтение, по некоторым данным, может пройти уже в апреле 2014 года.
Марина РОСВУЗ