Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Школьная история для европейцев учит думать, а не запоминать

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

В то время, как Россия резко сокращает количество школьных учебников истории, за рубежом, включая бывшие социалистические страны, господствуют прямо противоположные тенденции. Сравнительный анализ практик обучения истории в школах Европы и России провели участники научного семинара Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ).

По словам университетских специалистов, «в течение двух последних лет в России был принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования». Тем интереснее, «какое место данный предмет занимает в школьных системах других стран и как различается структура учебных пособий в разных странах - Германии, Польше, странах Балтии».

Ближе всего к России, как оказалось, находится Польша. Там, по словам замруководителя Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Дмитрия Добровольского, как раз сейчас «происходит переход от системы 'Шаг влево, шаг вправо — побег' к либеральной модели обучения в школе. Поэтому, с одной стороны, в Польше существует стандарт среднего образования, от которого нельзя отступать и который отводит каждой теме 10-15 страниц, что сродни нашей программе для поступающих в вузы. Однако, с другой, для каждого из трех имеющихся в Польше уровней обучения истории (начальный, базовый и углубленный — РОСВУЗ) существуют 10-15 комплектов учебных материалов, включая учебник, рабочую тетрадь, DVD-диски, методические пособия и т. д. При этом все они проходит экспертизу в Министерстве образования Польши, вся информация о которой, включая имена экспертов, обязательно публикуются».

Многолико и изучение истории в Германии, рассказал эксперт Школы исторических наук НИУ-ВШЭ Мартин Байссвенгер. Мало того, что в каждой из 16 федеральных земель там свои программы. В каждом из этих территориальных образований вдобавок используется не менее 6, а то и с десяток разных линеек учебников истории. Правда, уточнил затем Байссвенгер РОСВУЗу, «отличаются они друг от друга линь нюансами, да региональными оттенками. К примеру, в аграрной Баварии сильнее уклон в сельскохозяйственные сюжеты, а в известной своими социал-демократическими традициями земле Северный Рейн-Вестфалия больше внимания уделяется социальной тематике. Но это лишь детали. Все учебники созданы на основе общегерманского научного консенсуса по отношению к историческим проблемам, так что при переезде ребенка из одного региона в другой и смене школы проблем с несовпадением программ по истории не бывает». Своя специфика есть и на территории бывшей ГДР. Однако и здесь воспринят новый подход к преподаванию истории в школе, включая отказ от главной ставки на запоминание дат, имен и событий, традиционный для советской системы преподавания истории в школе, и переход к структурно-проблемному подходу, особенно явный в старших - 11-м и 12-м классах.

Однако дальше всех по новому пути ушла, как выяснилось, Болгария. Здесь, уточнила преподаватель Лицея НИУ-ВШЭ, федеральный эксперт ЕГЭ по истории Татьяна Маслакова, «полная децентрализация образования и вариативные программы. При этом болгарский образовательный стандарт делает главную ставку на формирование умений и навыков, а не на содержание с набором обязательных тем. Это — главное отличие системы обучения в Болгарии».

Таким образом, констатировали участники научного семинара, «ни в одной из этих (и, добавим, подавляющего большинства других) стран нет единого историко-культурного стандарта. Нет и единого, не говоря о единственном, либо явно доминирующих учебников».

Другое отличие связано с целеполаганием обучения. В Европе, будь то Польша, Болгария или Германия, главная задача курса истории в школе — не набить головы учеников конкретной информацией, а научить их разбираться в различных, включая самые сложные, исторических проблемах и самых запутанных вопросах, а, главное, привить им навыки критического мышления, столь необходимые затем во взрослой жизни. Россия же, как водится, и в этом вопросе пошла «своим путем».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.6%
Государственное образовательное учреждение 48.4%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город