Как стало известно РОСВУЗу, Минтруда и Минобрнауки готовы внести в Государственную Думу законопроект, передающий в ведение местных Комиссий по делам с несовершеннолетними вопрос о допуске к работе в детских учреждениях людей с уголовным прошлым. В Госдуме считают эту затею неуместной и готовятся проголосовать против данной поправки к законодательству.
Проблема с трудоустройством бывших заключенных в системе образования возникла не на пустом месте. Напомним: летом прошлого года Конституционный суд России оспорил ряд поправок к Трудовому кодексу, вводящих полный запрет на педагогическую и некоторые другие виды деятельности, связанные с участием несовершеннолетних, для всех лиц, имеющих судимость. С этого все и началось.
В отношении россиян, отбывших наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления сексуального характера Конституционный суд оставил запрет в силе. А вот для совершивших преступления меньшей степени тяжести он счел данную меру избыточной. В этом случае, отмечается в Решении Конституционного суда, решения надо принимать индивидуально, исходя из обстоятельств каждого конкретного уголовного дела. И части бывших заключенных, если те не представляют собой угрозы для детей, можно будет не препятствовать в устройстве на работу в детские сады, школы, колледжи или вузы.
Решение в целом, наверное, справедливое. Однако, принимая его, Конституционный суд не обозначил механизма его исполнения, и прежде всего не уточнил, кто именно должен решать судьбы бывших заключенных. Это создало для законодателей и исполнительной власти непреодолимые сложности, ведь в стране, по их словам, попросту не оказалось органов или должностных лиц, способных взять на себя подобную ответственность.
Действительно, суд, как на условиях анонимности разъяснили РОСВУЗу в Минтруда, «подобных решений принимать не может, поскольку он работает только по искам. Оставить этот вопрос на единоличный откуп работодателя тоже нельзя: прельстившись возможностью сэкономить на зарплате обслуживающего персонала учебного заведения, он способен, не особо вникая в детали, зачислить на должность, к примеру, школьного дворника, человека, ранее совершившего насильственные действия в отношении несовершеннолетних, а, главное, способного на новые рецидивы. Значит, решение должно быть коллегиальным».
Единственным из существующих у нас коллегиальных органов такого рода, по мысли чиновников, оказались местные комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Их без долгих размышлений и решили «озадачить» решением судьбы бывших уголовников, рвущихся на педагогическую работу. Однако в профильном комитете Государственной Думы, куда на этой неделе законопроект поступил на предварительное обсуждение, инициативы не оценили:
- Прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних являются коллегиальным органом, работающим не на постоянной основе. Их состав не только беспрестанно меняется, но и не включает специалистов, способных решать судьбы людей, разбираясь в нюансах давних уголовных дел,- считает первый зампред комитета Годумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.- По существующей практике в КДН входят представители органов образования, культуры, медицины, спорта и т. д. Представляете себе уровень обсуждения такого серьезного вопроса в этом составе?!
Более того. КНД — орган сугубо профилактический, подчеркнула она: «Не говоря о том, что принимаемые им решения не предполагают ничьей персональной ответственности: председатель комиссии и тот работает в ней не на постоянной основе. И что будет, если принятый таким образом в школу работник совершит рецидив? Кто за это ответит? Вывод ясен: в своем нынешнем виде КДН выполнить эту задачу не может»
Обещания Минтруда снять все эти и многие другие вопросы принятием специального подзаконного акта не переубедили депутатов. И Минтруда взяло тайм-аут на размышления.