Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Диссертации. Выйти из тени!

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

На этой неделе Минобрнауки вышел с очередным предложением по защите кандидатских и докторских диссертаций от плагиата. Его суть, разъяснила РОСВУЗу директор министерского департамента информационной и региональной политики Анна Усачева, сводится не к тотальным проверкам всех диссертаций подряд, а к созданию открытого архива научных работ. Причем, сделать это надо как можно скорее: по данным последних исследований, до трети отечественных диссертаций были списаны.

Данные пилотного исследования 15 тыс. диссертационных работ по исторической специализации, обнародованные на днях Министерством образования и науки, шокируют. Как оказалось, «от 10% до 20-30% работ содержат большие блоки заимствований и не являются оригинальными,- обрисовала ситуацию РОСВУЗу Анна Усачева.- В этой связи нет сомнений: перелом в ситуации может наступить только в случае выявления плохо работающих диссертационных советов и очищения коллекции работ от блоков с заимствованиями и предотвращения возможности повторения ситуаций в будущем».

Диссертационными советами сейчас пристально занимаются. Часть уже закрыли, судьба других решается, однако все понимают: в конечном итоге их число сократится в разы. А вот с проверкой работ дело обстоит сложнее: слишком много диссертаций было защищено в период практически полного отсутствия контроля за их качеством. 

Технически, не скрывают в министерстве, тотальная проверка диссертаций может растянуться на годы, если не на десятилетия, «ведь принятие окончательного решения по каждой работе требует специального экспертного заключения, которое могут вынести, согласно существующей практике, только эксперты ВАК». Но так как большинство проблемных «диссертаций защищалось в относительно небольшом числе диссертационных советов, чтобы решить задачу системно, достаточно будет проверить несколько отдельных работ по каждому диссертационному совету, попавшему под подозрение». И здесь большую роль может сыграть создание открытого научного архива, где будут выложены научные работы, монографии, исследования и вся необходимая литература. 

Первоначально с этой инициативой выступили ученые, уверенные, что она поможет не только исключить неправомерное и ошибочное цитирование, но и расширить базу первоисточников для систем контроля заимствований. А со временем - точно определять автора работ и издание по любому фрагменту, и тем самым уже в обозримом будущем снять многие последствия проблемы плагиата.

Минобрнауки, по словам Усачевой, считает создание архива научных работ перспективным, но только как одну из возможных мер и при ряде условий:

- Его реализация,- отметила она,- осложняется многими нюансами: защита авторских прав, наличие закрытых работ и тематик двойного назначения. Поэтому первыми шагами к созданию подобного архива могут стать проекты прототипов подобных систем, а также завершение работы по стимулированию внедрения систем контроля заимствований в научной работе. Потребуется и правовая экспертиза по авторскому праву и обеспечению возможности размещения учебных работ и научных исследований в открытом доступе. Но все необходимые документы по внедрению в работу диссертационных советов систем контроля за заимствованиями, включая открытую публикацию работ до защиты, уже есть: они созданы еще в прошлом году. 

Этим путем после принятия нового положения о защите работ, предусматривающее их открытую публикацию до защиты, и двинется министерство: 

- Речь, таким образом, идет не о проверке всех защищенных ранее диссертаций, а о создании электронного архива оригинальных научных работ,- особо подчеркнула Усачева РОСВУЗу.-  Научный архив не только продемонстрирует текущее состояние науки, но и станет платформой для молодых ученых. 

При этом «Минобрнауки не планирует объявление  и проведение каких-либо конкурсов на проверку диссертаций»,- заверила она. 

 Марина РОСВУЗ.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
До школы - 8 апреля 2020

Частные образовательные организации попросили приравнять их к малому бизнесу, чтобы получить поддержку, обещанную МСП и не сокращать субсидии на учеников

Борис Титов провел онлайн-совещание, посвященное ситуации в сфере дополнительного образования и негосударственных образовательных учреждений в условиях распространения коронавируса.

Вузы - 7 апреля 2020

Владимир Мау призвал помочь студентам при потере ими заработка

Ректор РАНХиГС Владимир Мау полагает, что в условиях борьбы с распространением пандемии коронавируса важно поддержать не только наиболее уязвимые слои населения – семьи с детьми и пожилых людей, но и потерявших заработок студентов

Вузы - 5 апреля 2020

Шесть студентов НИТУ «МИСиС» – дипломанты олимпиады «Я – профессионал»

Как говорят англичане, беда бедой, а дело делом. Вот и несмотря на эпидемию коронавируса, жизнь продолжается: подведены итоги третьего сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал».

До школы - 8 апреля 2020

Добрые дела как лекарство от коронавируса

В Крыму педагог дошкольного воспитания Эльмира Усеинова пошила 1000 масок и бесплатно раздала местным жителям.

До школы - 6 апреля 2020

«Хаб Знаний МойОфис» представил методику дистанционного обучения школьников в условиях пандемии коронавируса

Недавно глава Минпросвета Сергей Кравцов публично признал наличие проблем с дистанционном обучением школьников. Тем временем Центр компетенций «Хаб Знаний МойОфис» представил методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия школьников и учителей

До школы - 4 апреля 2020

У решения о продлении каникул по коронавирусу противников больше, чем сторонников

Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob выяснил, как россияне отнеслись к продлению карантина. В опросе приняли участие 1600 представителей экономически активного населения старше 18 лет из всех округов страны.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.2%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.8%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город