Непроработанность школьной системы дистанционного обучения в нашей стране оборачивается для учащихся не только серьезными проблемами с усвоением материала, но подчас и чистым фарсом. Так, в Тобольске (Тюменская область), дабы обеспечить приготовление домашнего задания, школьникам, ушедшим на дистант, на уроке ИЗО предложили нарисовать карикатуры на известных щоуменов, а по биологии задали задачу на время остывания трупа.
Как это ни печально, но синонимом удаленки для российских школьников фактически стало прекращение обучения. Подтверждение тому – процессы, происходящие сейчас в Тюменской области. Вот лишь некоторые из откликов родителей, собранных местными сетевыми изданиями:
«Занятия онлайн — это полная жесть. Страдают и дети, становясь неучами, и родители: для них это всё — постоянный стресс».
«Перевели на дистанционку, а программа каждый день глючит. Ребенок переживает, если новая тема и он ее пропустил. Сначала настройте программу, а потом пусть дети занимаются!»
«Никто ничего не успевает, дети в возрасте 10 лет еще не способны к самоконтролю. В день бывает по 2–3 дистанционных урока. А остальные задают домашнее задание через «Вэб.образование». Куда отправлять домашнее задание, дети не понимают, приходится всё делать родителям. Я работаю и не могу днем помочь детям с уроками и подключением. Спрашивают учителя очень строго. В пятницу учительница по русскому языку всему классу выставила двойки, потому что никто из детей не подключился. Оказалось, что она сама никого не пускала в конференцию. Вопрос вообще в адекватности этого процесса».
Перечень негодующих отзывов можно продолжать. Учителя, правда, на свой страх и риск как могут пытаются разрулить проблему, и в частности – заинтересовать детей в приготовлении домашнего задания. Но эта борьба за детские умы подчас принимает совершенно феерические формы.
Так, в качестве задания по ИЗО школьникам было предложено нарисовать карикатуру на артиста, певца, комика (при этом было особо оговорено, что рисовать карикатуры на политиков нельзя). Еще любопытнее было задание по физкультуре – нарисовать рисунок на тему «Лыжный спорт». Однако все рекорды креативности побила задача по биологии, заданная восьмиклассникам школы №5 г. Тобольска при изучении темы «Терморегуляции организма». Текст ее таков: «В 20:00 вечера был обнаружен труп убитого мужчины. На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно, что тело отдает тепло 1,5 °C в час?»
Отец одного из учащихся, получивших такое задание, поделился своим недоумением с пользователями соцсетей: «Я извиняюсь, может я чего-то не понимаю, но что это за задачи такие?». И этот вопрос, поставленный ребром, взорвал информационное пространство.
Разгорелась жаркая дискуссия. Кто-то порекомендовал: «Задайте этот вопрос завучу и директору. Задачи и правда странные». И, надо признать, что руководство школы, действительно, прокомментировало ситуацию.
По словам директора Светланы Терентьевой, учитель биологии взяла задание из учебника по криминалистике. Но прежде, чем сделать это, она проконсультировалась с практикующим психологом и получила заверения, что психологической нагрузки для 15-летних подростков подобное задание не несет. Более того: «Задача эта профориентационного характера. Она развивает несколько направлений — это научная, математическая и функциональная грамотность»,- цитируют директора местные СМИ. При этом школьникам, настаивает директор, предложили на выбор три задачи. И сами подростки предпочли именно эту двум другим, взятым из учебника по биологии. И вычислили время остывания трупа с точностью до минуты.
По словам директора, жалобы на сверхкреативное задание для восьмиклассников в школу не поступали. Между тем, общество, судя по откликам тюменцев в соцсетях, восприняло ситуацию неоднозначно:
«В задачниках что, другие задачи перевелись?» «Зачем подросткам такие задачи? Неадекват полнейший в учебниках! Попутали возрасты и специальности учащихся?» — возмущаются одни.
«А что не так? Обычная задача, обычное дано. Или вы в каком-то мире с единорогами живете и не знаете, что трупы бывают?» «Все такие нежные. В 15 лет дети уже не дети. Не думаю, что эта задачка кого-то может травмировать. Может такая задачка вернет в реальность, а то виртуально в играх сотнями валят»,— отмечают другие.
«Интересная задачка. Я не против, чтоб мой сын прослушал эту тему.
Здесь и возмущение ни к чему. Это в сто раз лучше, чем школьники играют в компьютерные игры и убивают себя виртуально, а потом и наяву»,- констатируют третьи.
«Давайте немного переформулируем вопрос: В 20:00 вечера был обнаружен труп зверски убитой учительницы. На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно, что тело отдает тепло 1,5 °C в час? А теперь еще раз спросим учителей о корректности данного вопроса»,- иронизирует еще кто-то.
«Данных мало. Температура трупа неизвестна, температура окружающей среды тоже»,- с явным сожалением отмечают самые дотошные. А дети тем временем продолжают получать квази-образование.