Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Нужен ли учителям свой омбудсмен?

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

После увольнения сотрудницы школы из-за стихов Хармса и других инцидентов, произошедших с педагогами в последнее время, в ЛДПР предложили ввести в России пост уполномоченного по правам учителей. Идея вызвала разные, подчас противоречивые оценки в обществе и в образовательном сообществе. Кто-то считает, что раз уж права учителей не может защитить прокуратура, то правозащитнику это не удастся тем более. Однако по мнению омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, даже само наличие такого института является элементом гражданского общества. А это в условиях России крайне важно.

            По мнению депутата от ЛДПР Бориса Чернышова, в настоящее время ситуация такова, что российским учителям просто некуда обратиться в случае несправедливых гонений. Защитить их права мог бы только особый общественный уполномоченный по этому вопросу, заявил депутат, и, не откладывая дела в долгий ящик, тут же направил соответствующие обращение вице-премьеру правительства по социальным вопросам Татьяне Голиковой:

«У нас достаточно много резонансных случаев, когда педагогов увольняют просто по надуманным основаниям. И стихи они не те заставляют учить, занимаются спортом, публикуют себя с грамотами в спортивном купальнике. За это, вместо того чтобы их поддержать, школьная администрация их увольняет. Встречался с учителями, они говорят: «К кому нам обращаться, если нас обижают? К директору? Директор уволит. К региональным чиновникам? Они будут пытаться все скрыть, замолчать. Федеральные чиновники это все в бумагах замылят, замусолят, до дела не дойдет. Профсоюзы неэффективны, они тоже отмалчиваются». А если профессиональное сообщество определится с кандидатурой, и все его примут, и у него будет достаточно полномочий, чтобы жестко требовать соблюдения прав учителей, я уверен в этом, что все получится»,- пишет Чернышов.

На мысль о введении специального уполномоченного по защите прав учителей Чернышова навел очередной школьный скандал, разразившийся недавно в санкт-петербургской гимназии № 168. Суть его такова. Библиотекарь данного образовательного учреждения Серафима Сапрыкина провела со старшеклассниками поэтический вечер, посвященный творчеству Хармса и Введенского. И была уволена (по другим сведениям – была вынуждена уволиться под давлением школьной администрации) за чтение стихов «врагов народа». Это вызвало в обществе эффект разорвавшейся бомбы.

На поляне разгоревшегося конфликта отметились все, начиная с пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и заканчивая главой Минпросвещение Сергеем Кравцовым. Особенно засветился на теме защиты прав учителей последний, настоятельно порекомендовав школьным администраторам «более чутко относиться к педагогам» и призвав «восстановить в правах» педагога, уволенного за стихи Хармса:

            «У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и если в ответ административный работник будет включать "дубину" по поводу и без, что мы получим на выходе? Считаю, что учитель должен быть полностью восстановлен в своих правах, продолжить работу с детьми, и сейчас вместе с регионом проверяем всю эту ситуацию. Призываю административных работников более чутко относиться к педагогам», - цитируют Кравцова в пресс-службе Минпросвещения.

Не остался в стороне и депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский, также направивший свой запрос в комитет по образованию. Но что касается самих учителей, то их единодушной поддержки – по крайней мере, на данный момент – идея Бориса Чернышова не получила.

«На этой теме политики только зарабатывают себе халявные очки,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности учитель одной из московских школ.- Вот и в министерстве просвещения якобы пекутся о педагогах. А кто создал для нас условия полного бесправия, как не те самые чиновники? Кто рапортует о росте наших зарплат, хотя уже и президент признает, что чуть ли не половина учителей получает минимальные оклады? Кто отдал всё на свете на откуп директоров школ, и те творят любой произвол по своей прихоти? Кто сделал учителей бесправными? Верить в то, что эту стену пробьет один-единственный уполномоченный по правам учителей попросту наивно! Учитель, действительно, беззащитен, хотя формально на защите его прав должны стоять и суд, и прокуратура, и профсоюзы, и вышестоящие инстанции системы образования. Но где все эти организации, если, не дай бог, с учителем что-то случится? Неужто омбудсмен сможет то, что оказалось не по силам прокурору?»

Впрочем, напоминают другие эксперты, в нашей стране уже существует институт омбудсменов. И если кто реально поможет в беде, так это как раз они.

«В России идет необъявленное переосмысление общественного договора, причем зачастую без общественного обсуждения. В итоге получается, что целая группа профессионального сообщества остается без внимания. Поэтому чем больше людей в России будут контролировать исполнение закона и играть роль, так сказать общественных судей, тем лучше – это ведь и есть элементы гражданского общества»,- считает омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. - Таким образом, институт уполномоченного по правам учителей нужен!. Он должен заниматься не только защитой прав педагогов, но и отношением учителей к своим подопечным, взаимоотношениями в педагогическом коллективе – короче говоря, вести весь комплекс проблем, возникающих у педагогического сообщества».

Правда, при одном условии, подчеркивает эксперт: «Омбудсмен или уполномоченный по делам учителей должен быть абсолютно независимым от органов власти и не получать там зарплату. Иначе это будет очередная профанация!»

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город