После увольнения сотрудницы школы из-за стихов Хармса и других инцидентов, произошедших с педагогами в последнее время, в ЛДПР предложили ввести в России пост уполномоченного по правам учителей. Идея вызвала разные, подчас противоречивые оценки в обществе и в образовательном сообществе. Кто-то считает, что раз уж права учителей не может защитить прокуратура, то правозащитнику это не удастся тем более. Однако по мнению омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, даже само наличие такого института является элементом гражданского общества. А это в условиях России крайне важно.
По мнению депутата от ЛДПР Бориса Чернышова, в настоящее время ситуация такова, что российским учителям просто некуда обратиться в случае несправедливых гонений. Защитить их права мог бы только особый общественный уполномоченный по этому вопросу, заявил депутат, и, не откладывая дела в долгий ящик, тут же направил соответствующие обращение вице-премьеру правительства по социальным вопросам Татьяне Голиковой:
«У нас достаточно много резонансных случаев, когда педагогов увольняют просто по надуманным основаниям. И стихи они не те заставляют учить, занимаются спортом, публикуют себя с грамотами в спортивном купальнике. За это, вместо того чтобы их поддержать, школьная администрация их увольняет. Встречался с учителями, они говорят: «К кому нам обращаться, если нас обижают? К директору? Директор уволит. К региональным чиновникам? Они будут пытаться все скрыть, замолчать. Федеральные чиновники это все в бумагах замылят, замусолят, до дела не дойдет. Профсоюзы неэффективны, они тоже отмалчиваются». А если профессиональное сообщество определится с кандидатурой, и все его примут, и у него будет достаточно полномочий, чтобы жестко требовать соблюдения прав учителей, я уверен в этом, что все получится»,- пишет Чернышов.
На мысль о введении специального уполномоченного по защите прав учителей Чернышова навел очередной школьный скандал, разразившийся недавно в санкт-петербургской гимназии № 168. Суть его такова. Библиотекарь данного образовательного учреждения Серафима Сапрыкина провела со старшеклассниками поэтический вечер, посвященный творчеству Хармса и Введенского. И была уволена (по другим сведениям – была вынуждена уволиться под давлением школьной администрации) за чтение стихов «врагов народа». Это вызвало в обществе эффект разорвавшейся бомбы.
На поляне разгоревшегося конфликта отметились все, начиная с пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и заканчивая главой Минпросвещение Сергеем Кравцовым. Особенно засветился на теме защиты прав учителей последний, настоятельно порекомендовав школьным администраторам «более чутко относиться к педагогам» и призвав «восстановить в правах» педагога, уволенного за стихи Хармса:
«У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и если в ответ административный работник будет включать "дубину" по поводу и без, что мы получим на выходе? Считаю, что учитель должен быть полностью восстановлен в своих правах, продолжить работу с детьми, и сейчас вместе с регионом проверяем всю эту ситуацию. Призываю административных работников более чутко относиться к педагогам», - цитируют Кравцова в пресс-службе Минпросвещения.
Не остался в стороне и депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский, также направивший свой запрос в комитет по образованию. Но что касается самих учителей, то их единодушной поддержки – по крайней мере, на данный момент – идея Бориса Чернышова не получила.
«На этой теме политики только зарабатывают себе халявные очки,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности учитель одной из московских школ.- Вот и в министерстве просвещения якобы пекутся о педагогах. А кто создал для нас условия полного бесправия, как не те самые чиновники? Кто рапортует о росте наших зарплат, хотя уже и президент признает, что чуть ли не половина учителей получает минимальные оклады? Кто отдал всё на свете на откуп директоров школ, и те творят любой произвол по своей прихоти? Кто сделал учителей бесправными? Верить в то, что эту стену пробьет один-единственный уполномоченный по правам учителей попросту наивно! Учитель, действительно, беззащитен, хотя формально на защите его прав должны стоять и суд, и прокуратура, и профсоюзы, и вышестоящие инстанции системы образования. Но где все эти организации, если, не дай бог, с учителем что-то случится? Неужто омбудсмен сможет то, что оказалось не по силам прокурору?»
Впрочем, напоминают другие эксперты, в нашей стране уже существует институт омбудсменов. И если кто реально поможет в беде, так это как раз они.
«В России идет необъявленное переосмысление общественного договора, причем зачастую без общественного обсуждения. В итоге получается, что целая группа профессионального сообщества остается без внимания. Поэтому чем больше людей в России будут контролировать исполнение закона и играть роль, так сказать общественных судей, тем лучше – это ведь и есть элементы гражданского общества»,- считает омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. - Таким образом, институт уполномоченного по правам учителей нужен!. Он должен заниматься не только защитой прав педагогов, но и отношением учителей к своим подопечным, взаимоотношениями в педагогическом коллективе – короче говоря, вести весь комплекс проблем, возникающих у педагогического сообщества».
Правда, при одном условии, подчеркивает эксперт: «Омбудсмен или уполномоченный по делам учителей должен быть абсолютно независимым от органов власти и не получать там зарплату. Иначе это будет очередная профанация!»