Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Школьную историю вновь перепишут

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Минпросвет снова меняет подходы к изучению истории в отечественной школе. Авторы новой концепции отойдут от «европоцентризма» учебного курса по этому предмету и уделят большее внимание истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Специалисты-историки в шоке: «Наша страна является частью европейской, а не африканской цивилизации. И подавляющее большинство достижений, легших в основу нашей культуры и самоидентичности, пришли к нам не из Африки или Латинской Америки, а из Европы»,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности один из вузовских преподавателей истории.

Как выяснилось в конце января, Российская академия наук совместно с Российским историческим обществом (РИО) завершает подготовку новой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории. Направленность нового курса претерпит радикальные изменения. Основной акцент в нем будет сделан не на европейской истории, а на событиях, происходивших в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Тем самым Европа при изучении ее истории в российской школе фактически лишится статуса центра мировой культуры и цивилизации.

Впрочем, изменения – пусть и менее заметные – без сомнения, ждут также курс отечественной истории. Практически одновременно с отказом от «европоцентричности» подачи материала всеобщей истории стало известно о ликвидации международного «Мемориала», до недавнего прошлого получавшего частичное финансирование от государства. А это позволяет предположить, что из школьного курса постепенно исчезнут упоминания об имевших место в российской истории репрессиях, проводимых как против отдельных граждан, так и целых народов.

Правда, дата принятия новой концепции пока не определена. Но нет сомнений, что уже вскоре на ее основе учителя составят собственные рабочие программы, и учебный процесс пойдет по-новому.

Примечательно, что, по мнению научного руководителя Института всеобщей истории РАН и сопредседателя Российского исторического общества Александра Чубарьяна, происходящее не только не повредит исторической подготовке российских школьников, но поспособствует ее осовремениванию:

«В школьном курсе мировой истории Европа по-прежнему занимает около 90%. Просто с давних времен в учебниках большой акцент делался на европейскую историю. Это сохранялось и в советский период, когда о других континентах практически не упоминали. Мы решили поправить такой крен. Мы считаем, что нельзя быть современным культурным человеком и ничего не знать об истории мира. Эталон здесь — знаменитая кембриджская история, выпущенная в Великобритании. Каждый год она модернизирует разделы по истории других континентов, от чего ничуть не страдает история Европы. Наша концепция, помимо прочего, подчеркивает и роль России в мировой истории».

Сейчас, по словам Чубарьяна, группа авторов должна изучить «все предложения после общественного обсуждения. По ним выскажется РИО. А утвердит концепцию – Минпросвещения. Обновленная концепция — это навигатор, который рекомендует учителю осветить перечень главных событий, имен и дат мировой истории».

            Историки от нового «навигатора», мягко говоря, не в восторге.

«Наша страна является частью европейской, а не африканской цивилизации. И подавляющее большинство достижений, легших в основу нашей культуры и самоидентичности, пришли к нам не из Африки или Латинской Америки, а из Европы»,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности преподаватель истории одного из ведущих вузов страны.- Поэтому естественно, что основное внимание в курсе истории, как это всегда было, должно уделяться Европе, а не ольмекам или племени ньям-ньям – хотя история этих народов, бесспорно, и представляет интерес. В этой связи нынешний курс на отказ от «европоцентричности» мне представляется более чем сомнительной затеей».

 

«Конечно, надо менять векторы, но при этом, безусловно, не переставая изучать и историю Европы, потому что Россия была, есть и всегда будет европейской цивилизацией,- считает историк и политик Андрей Зубов.- Нам интересны другие цивилизации. Но мы сами европейская цивилизация. И никаких других вопросов. Мы никакие не евразийцы, никакая не Азиопа. Мы обычная европейская цивилизация, такая же, как Швеция, Франция, Греция. Они тоже все разные. Ну вот и мы такие же».

Есть и другой важный нюанс, если уж мы заговорили о смене векторов изучения истории, подчеркивает эксперт: «С людьми из Таджикистана, из Казахстана, даже из Эстонии и Латвии, из Украины мы все же встречаемся чаще, чем с людьми, скажем, из Индии или с острова Занзибар. Поэтому знать историю этих стран, чтобы их понимать, любить и уважать, объективно говоря, тоже очень важно».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 17 июля 2024

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования TOP RV

Круглый стол по актуальным вопросам частного образования

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.2%
Государственное образовательное учреждение 48.8%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город