Минпросвет снова меняет подходы к изучению истории в отечественной школе. Авторы новой концепции отойдут от «европоцентризма» учебного курса по этому предмету и уделят большее внимание истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Специалисты-историки в шоке: «Наша страна является частью европейской, а не африканской цивилизации. И подавляющее большинство достижений, легших в основу нашей культуры и самоидентичности, пришли к нам не из Африки или Латинской Америки, а из Европы»,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности один из вузовских преподавателей истории.
Как выяснилось в конце января, Российская академия наук совместно с Российским историческим обществом (РИО) завершает подготовку новой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории. Направленность нового курса претерпит радикальные изменения. Основной акцент в нем будет сделан не на европейской истории, а на событиях, происходивших в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Тем самым Европа при изучении ее истории в российской школе фактически лишится статуса центра мировой культуры и цивилизации.
Впрочем, изменения – пусть и менее заметные – без сомнения, ждут также курс отечественной истории. Практически одновременно с отказом от «европоцентричности» подачи материала всеобщей истории стало известно о ликвидации международного «Мемориала», до недавнего прошлого получавшего частичное финансирование от государства. А это позволяет предположить, что из школьного курса постепенно исчезнут упоминания об имевших место в российской истории репрессиях, проводимых как против отдельных граждан, так и целых народов.
Правда, дата принятия новой концепции пока не определена. Но нет сомнений, что уже вскоре на ее основе учителя составят собственные рабочие программы, и учебный процесс пойдет по-новому.
Примечательно, что, по мнению научного руководителя Института всеобщей истории РАН и сопредседателя Российского исторического общества Александра Чубарьяна, происходящее не только не повредит исторической подготовке российских школьников, но поспособствует ее осовремениванию:
«В школьном курсе мировой истории Европа по-прежнему занимает около 90%. Просто с давних времен в учебниках большой акцент делался на европейскую историю. Это сохранялось и в советский период, когда о других континентах практически не упоминали. Мы решили поправить такой крен. Мы считаем, что нельзя быть современным культурным человеком и ничего не знать об истории мира. Эталон здесь — знаменитая кембриджская история, выпущенная в Великобритании. Каждый год она модернизирует разделы по истории других континентов, от чего ничуть не страдает история Европы. Наша концепция, помимо прочего, подчеркивает и роль России в мировой истории».
Сейчас, по словам Чубарьяна, группа авторов должна изучить «все предложения после общественного обсуждения. По ним выскажется РИО. А утвердит концепцию – Минпросвещения. Обновленная концепция — это навигатор, который рекомендует учителю осветить перечень главных событий, имен и дат мировой истории».
Историки от нового «навигатора», мягко говоря, не в восторге.
«Наша страна является частью европейской, а не африканской цивилизации. И подавляющее большинство достижений, легших в основу нашей культуры и самоидентичности, пришли к нам не из Африки или Латинской Америки, а из Европы»,- заявил РОСВУЗу на условиях анонимности преподаватель истории одного из ведущих вузов страны.- Поэтому естественно, что основное внимание в курсе истории, как это всегда было, должно уделяться Европе, а не ольмекам или племени ньям-ньям – хотя история этих народов, бесспорно, и представляет интерес. В этой связи нынешний курс на отказ от «европоцентричности» мне представляется более чем сомнительной затеей».
«Конечно, надо менять векторы, но при этом, безусловно, не переставая изучать и историю Европы, потому что Россия была, есть и всегда будет европейской цивилизацией,- считает историк и политик Андрей Зубов.- Нам интересны другие цивилизации. Но мы сами европейская цивилизация. И никаких других вопросов. Мы никакие не евразийцы, никакая не Азиопа. Мы обычная европейская цивилизация, такая же, как Швеция, Франция, Греция. Они тоже все разные. Ну вот и мы такие же».
Есть и другой важный нюанс, если уж мы заговорили о смене векторов изучения истории, подчеркивает эксперт: «С людьми из Таджикистана, из Казахстана, даже из Эстонии и Латвии, из Украины мы все же встречаемся чаще, чем с людьми, скажем, из Индии или с острова Занзибар. Поэтому знать историю этих стран, чтобы их понимать, любить и уважать, объективно говоря, тоже очень важно».