День борьбы с ненормативной лексикой — отличный повод начать новую жизнь не со следующего понедельника. Однако пора ли придумывать эвфемизмы для разных случаев жизни или все не так плохо? Разобраться в этом, как сообщили РОСВУЗу в МГУ им. Ломоносова, помогла выпускница филфака Юлия Тишкина, сейчас проходящая магистерскую программу в Тартуском университете (Эстония).
«Сейчас мат, как описывают исследователи, имеет следующие функции: придание речи эмоциональности и насыщенности, эмоциональная разрядка в связи с нарушением табу и установление и поддержание контакта (проще говоря, заполнение речевых пауз). Здесь также будет интересно вспомнить всевозможные эвфемизмы, которые используются в качестве замены обсценной лексики. Представления о том, что ненормативная лексика характеризует только языки маргинальных групп, в общем-то оказываются мифом. Она включает в себя профессионализмы, просторечия, диалектизмы и прочие, которые вполне часто встречаются в речи среднестатистического носителя языка. Дело, скорее, именно в категориях «уместно» и «неуместно» в конкретной ситуации общения. Кроме того, все категории ненормативной лексики являются стилистически значимыми единицами в художественной литературе. Иногда читаешь произведение и удивляешься тому, как красиво оно сделано с точки зрения лингвистики, насколько уместными оказываются ненормативные с точки зрения литературного языка единицы. Как минимум, это красиво и интересно».
Языков вообще без ненормативной лексики, по словам эксперта, «в широком понимании не существует. Если мы снова вернемся к тому, что ненормативная лексика обладает определенными функциями, и попробуем себе эти функции обозначить, то достаточно быстро выяснится, что ненормативные единицы как класс очень важны. Они более экспрессивны при сопоставлении со словами нормативного литературного языка, они передают различные дополнительные смыслы, а значит, нужны. Другой вопрос, насколько уместно использование именно той, а не иной единицы и передает ли нормативное слово нужное нам значение».