Основными событиями, определившими лицо отечественного образования в 2021 году и при этом оказавшими на него в равной степени негативное воздействие, оказались пандемия коронавируса и принятие закона «О просветительской деятельности». Тот же тренд, без сомнения, продолжится и в будущем году. Причем, если к пандемии наши школы и вузы худо-бедно приноровились, то разрушительное воздействие квази-просветительского закона еще только в самом начале, а, значит, все неприятные сюрпризы еще впереди.
Закон о просветительской деятельности, по словам специалистов, ударит практически по всем лицам и организациям, причастным к культуре и образованию. Музейщики до минимума сократят лекции. В школах прекратятся встречи с интересными людьми. Волонтеры перестанут учить детей правилам выживания. Российское просветительство как таковое сойдет на нет. А в стране возникнет еще один «черный рынок».
Действительно, отныне, чтобы провести встречу (лекцию, семинар, беседу, коллоквиум и т.п.) в вузе или в школе, новый закон предписывает музейщику (писателю, космонавту и т.п.) не только заключить специальный договор с данным учебным заведением, но и доказать наличие не менее двух лет стажа работы, представить справки об отсутствии сифилиса, туберкулеза, судимостей, психических заболеваний, статуса иноагента и задолженностей по уплате налогов. Понятно же, что желающих проделать все это окажется немного. Да и директору школы (декану факультета, директору предприятия и т.п.) вся эта возня с договорами и отчетами явно ни к чему. Так что прощай, просвещение!
Оживится, разве что «черный рынок», умельцы которого тут же возьмутся штамповать «липовые» справки для тех, кто в силу каких-то причин все же решатся продолжить посев разумного доброго и вечного. При этом самое смешное, что цель, ради которой все это затевалось – а именно, оградить неокрепшие умы российских учащихся от «влияний извне» - достигнута не будет: реальных просветителей от школ и вузов с помощью драконовских мер отсекут, а вот «забугорные супостаты» как общались со своей российской аудиторией посредством интернета, так и продолжат это свое «черное дело».
На фоне просветительства новости «от ковида» смотрятся вполне пристойно. Школьные учителя и учащиеся настолько приспособились к этой «чуме ХХ века», что дети вполне прилично сдали ЕГЭ-2021. И это настолько ободрило власти, что те решились в 2022 году восстановить доковидные правила сдачи единых госэкзаменов, заметно смягченные в разгар пандемии. В итоге будущим летом в ЕГЭ возвратятся обязательные русский язык и математика (для не поступающих в технические вузы – математика базового уровня), а в ОГЭ для девятиклассников – все четыре обязательных предмета, включая те же русский с математикой.
QR-коды для участия в государственной итоговой аттестации не понадобятся, заверил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Однако сложности пандемийного характера все же имеются. Так, в Москве впервые введено обязательное тестирование учащихся, а в ряде регионов – столь же обязательные прививки для педагогов. В Свердловской области, к примеру, от работы уже отстранили около 1 тыс. учителей, отказавшихся их сделать, и закрывать образовавшуюся кадровую брешь бросили студентов-старшекурсников.
Из других школьных новшеств года – начало кампании по борьбе с «лишними» проверочными и контрольными работами (это произошло лишь после соответствующего указания Путина), и теперь на избыточные работы можно пожаловаться в Рособрнадзор, который их зачастую и вводит. Другая новелла - появление в школах новой должности: советник директора по воспитательной работе (пока лишь в 10 пилотных регионах).
Произошли перемены и в системе среднего профобразования. По целому ряду специальностей прекращен набор (так устаревшими были признаны профессии парикмахера и младшей медсестры по уходу за больными). Одновременно ряд учебных курсов системы СПО будет существенно сокращен: вместо четырех лет там будут готовить специалистов всего лишь за два.
Высшее образование летом 2021 года пережило коллапс: отмена «второй волны» зачисления в вузы вызвала полную неразбериху, а в итоге - небывалый прежде добор абитуриентов. Зато в стране появился новый праздник - День преподавателя высшей школы и параллельно принято решение, которого ждали с 2019 года - снять ограничения на преподавательскую деятельность с лиц, не имеющих ученую степень.
Возникли бонусы и для студентов. С 1 сентября узаконена возможность за время обучения в вузе получить сразу несколько специальностей, а для того – право учащихся менять факультеты, кафедры и даже сами вузы. Для реализации этой идеи введена система сертификатов взаимозачетов для вузов при переходе из одного в другой. Кроме того, вузы получили 23 тыс. дополнительны бюджетных мест, а на 2022-23 учебный год запланировано снижение минимальных баллов для поступления. Наконец, второе высшее образование в творческих вузах стало бесплатным, после чего тут же возникло предложение распространить это правило на второе высшее педобразование.
Примечательно, что особую поддержку получили региональные вузы. Именно им досталось подавляющее большинство дополнительных бюджетных мест, а, главное, туда, а не в брендовые вузы Москвы и Санкт-Петербурга, как это было до недавнего времени, теперь пойдет практически всё дополнительное бюджетное финансирование.
Впрочем, всё это – дело будущего. Пока же РОСВУЗ поздравляет всех с Новым годом и от души желает, чтобы наступающий год оказался для системы образования не слишком суровым.