Эксперты НИУ ВШЭ проверили эффективность нового для России формата быстрой подготовки программистов и выяснили, что зарплата после обучения в школе программирования увеличивается в среднем на 46%.
Система образования сегодня претерпевает существенные изменения. Государственные школы, университеты и колледжи, которые традиционно являлись ключевыми институтами развития человека, теряют свое монопольное право на образовательную деятельность, во все более успешную конкуренцию с ними вступают частные провайдеры образовательных услуг. Они приносят в образовательное поле не только новые финансовые и организационные модели, но и новые подходы к проектированию и реализации обучения. Одним из таких подходов, который получил широкое распространение за рубежом, но пока только начинает развиваться в России, является формат буткемпов – интенсивных краткосрочных образовательных программ, предполагающих полное погружение обучающихся в образовательный процесс. В США и Канаде, например, число выпускников буткемпов за последние 7 лет выросло в 10 раз.
Как правило, формат буткемпа используют для подготовки программистов. Его преимущества перед традиционным университетским образованием связаны, в первую очередь, с меньшей продолжительностью и более низкой стоимостью обучения. Вместе с тем, в обсуждениях перспектив развития этого формата встает вопрос о качестве такого краткосрочного образования. Эксперты ВШЭ проанализировали, как приживается новый формат на российской земле.
Как оказалось, зарплата после обучения в школе программирования увеличивается в среднем на 46%, что стимулирует работников ряда профессий изменить карьерную траекторию в пользу IT. В зависимости от региона заработная плата выпускников оказывалась на 10-50% выше в момент опроса по сравнению с заработной платой до обучения в буткемпе. Значимых различий в заработке женщин и мужчин, выпускников технических и гуманитарных вузов не выявлено. Все они со временем получают сопоставимый прирост в оплате труда. (Средняя зарплата выпускников буткемпа составила: 70 000 руб до обучения, 100 000 руб на первой работе во время или после обучения, 130 000 руб на текущей работе).
В качестве основного мотива для обучения выпускники называли желание сменить работу (79), научиться программировать (54%), увеличить зарплату и улучшить карьеру (52%), уехать в другую страну (22%).