На рынке онлайн-образования произошел инвестиционный бум. И хотя в России в этом сегменте наибольшей популярностью пока пользуются программы ДПО, стремительно растет и сегмент высшего образования. Студентам нравится учиться онлайн — это дает свободу выбора подходящего вуза, программы и формата, — и конкуренция между университетами усиливается. Выиграть это соревнование можно, только создав человекоцентричный маркетплейс образовательных продуктов. Об этом заявил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов
Между тем, наша страна пока отстает от стран — лидеров в этой области (США, Китай, Индия). Весь российский рынок онлайн-обучения в 2020 году оценивался на уровне 60 млрд рублей — это меньше, чем стоимость одного глобального EdTech-единорога. Причина в недостаточно развитых цифровых ресурсах и навыках, все-таки процесс всеобщей цифровизации у нас был запущен не так давно. Как показали опросы, в начале пандемии лишь 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных технологий, а 60% преподавателей вообще не пользовались цифровыми ресурсами в работе. Впрочем, за год пандемии доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования, выросла с 30 до 70%. Однако половина вузов до сих пор не смогла перейти в новый формат. Система образования пережила вынужденную быструю «лоскутную» цифровизацию.
Важный контекст трансформации высшего образования задает скорость трансформации экономики. Во многом университеты становятся образовательными «конструкторами», которые занимаются сборкой и распаковкой образовательных программ. Университет становится экосистемой, сочетающей офлайн- и онлайн-дисциплины и модули, основное и дополнительное образование для разных аудиторий и разного уровня, комфортную развивающую среду для обучения и общения.
На рынке идет жесткая конкуренция за студента: его необходимо не только привлечь, но и увлечь, заинтересовать, предложить удобный формат непрерывного образования и повышения квалификации. Именно поэтому так важно создавать индивидуализированные программы, человекоцентричные сервисы — онлайн-курсы, адаптивные тренажеры. Для этого длинные университетские программы дробятся на короткие курсы, на которых студент осваивает один навык или тему. Фактически создается новый продукт, который слушатели готовы покупать и потреблять на своих условиях, в собственном ритме. Рынок микростепеней развивается с огромной скоростью, так как востребованные профессиональные квалификации стремительно меняются.
Цифра, подчеркнул ректор ВШЭ, — уже не будущее, а неизбежная реальность, альтернативы ей нет. Перед нами стоит серьезный вызов — необходимость совершить цифровой прорыв в высшем образовании. Для этого все вузы должны достичь полной цифровой зрелости, используя как основу решения передовых университетов, поддержанных технологическими компаниями. Преподавателям и студентам предстоит на ходу обучаться работать в онлайн-среде.