Летом уходящего года вундеркинд Алиса Теплякова из Москвы сдала ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии и информатике и в восемь лет получила аттестат за одиннадцатилетку. После этого девочка поступила на факультет психологии МГУ им. Ломоносова. И, хотя баллов для зачисления на бюджетное место ей не хватило, начала учебу на платной основе, став самой юной первокурсницей года. Однако природу, что называется, не обманешь. И у девочки начались серьезные проблемы в вузе, на этой неделе после вмешательства ее отца переросшие в открытый конфликт с участием полиции.
По некоторым данным, студентка психфака МГУ Алиса Теплякова, которой на данный момент исполнилось 9 лет, не посещала лекции и семинары с 8 сентября. Затем, как и положено, началась сессия. И то ли из-за столь серьезных объемов пропущенных занятий, то ли из-за физиологической неготовности ребенка к вузовским нагрузкам, но результаты испытаний вундеркинда оказались далеко не блестящими. И в дело вмешался отец девочки – Евгений Тепляков.
Впрочем, родители ребенка пытались вмешаться в образовательный процесс и раньше. Вначале они настаивали на ускоренном обучения дочки, требуя втиснуть шестилетнюю университетскую программу в два года в силу «особых способностей» ребенка. Затем попытались продавить для Алисы индивидуальное время и форму сдачи экзаменов. А когда это не удалось, заговорили о «предвзятом» отношении к малышке на факультете и даже – о намерении ее «завалить» в сессию.
Конфликт вступил в острую фазу в день сдачи экзамена 21 декабря. Как рассказывают на факультете, Алиса не справилась с заданием, расстроилась и убежала из аудитории. А отец ребенка, узнав об этом, начал прорывался через охрану на входе, чтобы попасть внутрь и «разобраться с преподавателями». Завязалась потасовка с сотрудниками, в результате чего одному из них, как сообщают информагентства, «понадобилась медицинская помощь».
Вызвали полицейских. По одним данным, из-за скандального поведения отца Тепляковой это сделали сотрудники вуза. По другим, это сделал сам Тепляков, уверявший, что его дочь «незаконно удерживали» на экзамене после истечения отведенных на него 20 минут (?): «Алиса была в аудитории почти полтора часа, после чего пришлось вызывать полицию»,- пояснил он. Одновременно, по словам Теплякова, он написал заявления в прокуратуру и в Рособрнадзор.
На факультете от происходящего в шоке, рассказали преподаватели РОСВУЗу в неофициальном порядке. Официально же в пресс-службе психфака говорят, что ситуация вокруг девочки «из-за не всегда адекватного поведения» ее родителей вызывает беспокойство, и «все это не может не создавать потенциальную угрозу психологическому благополучию, психическому развитию и физическому здоровью девятилетней девочки».
При этом родители девочки позволяют себе высказывания в адрес студентов и сотрудников факультета, носящие «клеветнический характер», подчеркивают в пресс-службе: «Неоднократные разъяснения на эту тему, к нашему большому сожалению, не были воспринята родителями девочки, что, естественно, не может не вызывать нашей тревоги за будущее девочки как профессиональных психологов»,- говорится в пресс-релизе, распространенном пресс-службой факультета.
Появился и официальный комментарий вуза со следующим разъяснением: «Алиса Теплякова при поступлении в Московский университет, не показав каких-либо выдающихся знаний, не смогла выдержать конкурсной процедуры и учиться за счет федерального бюджета. Тем не менее, несмотря на неоднократные разъяснения со стороны факультета о неполной готовности 9-летней девочки получать профессию психолога, родители настояли на своем праве заключить договор об обучении их дочери на контрактной основе».
Внешние эксперты также считают ситуацию с зачислением на первый курс вуза девятилетнего ребенка неоднозначной:
«С одной стороны, конечно, можно порадоваться за ребенка и его семью: это первый случай, напрямую связывающий ребенка-вундеркинда со сдачей ЕГЭ,- поделился с РОСВУЗом директор Центра общего и дополнительного образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий.- Но, с другой, это также обнажает много противоречий и ставит много вопросов. И первый из них — оптимальна ли современная школа со всеми ее календарными графиками обучения детей и ее пространством?»
Формально в свои 8 лет девочка может поступать в вуз, подчеркивает эксперт. Но, «пробежав» за короткий срок всю одиннадцатилетку, она может лишиться части знаний, которые получат ее ровесники — например, не познакомится с программой Финансовой грамотности, которую с будущего года все будут изучать, а она уже нет. Серьезные сложности для нее создаст и переход в систему высшего образования в этом возрасте, ведь эта новая среда предполагает иной уровень развития — социального, физиологического, психологического и т. д.
Нехорошо в данной ситуации и другое, считают психологи. Восьми- или девятилетний ребенок обязательно должен играть – это непременная стадия развития человека в детстве. А студентка психфака МГУ Алиса лишена этой возможности, как, впрочем, это было и в более раннем возрасте, когда вместо игр она проходила всю школьную программу в считанные годы, а потом сдавала ОГЭ и ЕГЭ. Пойдет ли ей на пользу в дальнейшей жизни это «украденное детство»?