Для обеспечения единого образовательного пространства на территории России и повышения качества общего образования Институт возрастной физиологии Российской академии образования разработал методические рекомендации по составлению расписания уроков для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в школах, и в частности - рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, подчеркивается в документе, «помогает создать не только благоприятные, комфортные условия обучения, но и обеспечить рациональную организацию образовательной деятельности, которая является важнейшим принципом построения режима дня обучающихся», а «рациональная, с точки зрения школьной гигиены и возрастной физиологии, организация образовательной деятельности позволяет предотвратить негативное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма детей, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного дня, а, значит, и повысить эффективность обучения».
Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков. А добиться этого можно лишь с учетом периодов работоспособности и утомления. Так, у большинства обучающихся, по наблюдениям специалистов, уровень работоспособности повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается, и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов. К примеру, у учащихся 1-4 классов наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-3 уроках. При этом следует учесть, что при чрезмерно интенсивной работе у обучающихся снижение работоспособности начинается со 2 урока, а на 3-м – наблюдается резко выраженное утомление.