На этой неделе Владимир Путин встречался с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека – СПЧ. Одно из поручений, данных главой государства по итогам этой встречи – рассмотреть все предложения профилактического характера по борьбе со школьной травлей или, выражаясь современным языком, буллингом. Масштабы этого негативного явления, как подтвердили РОСВУЗу ведущие эксперты, в наши дни просто зашкаливают.
По данным одного из участников встречи, председателя общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилла Кабанова, буллинг, травля, унижения, издевательство получили сейчас столь массовое распространение в школе, что с ними сталкивались на собственном опыте более 40% учащихся. Между тем, система профилактики и выявления психологических проблем у учащихся школ и колледжей «характеризуется крайне низким уровнем профессиональной квалификации специалистов психологической помощи, формальным подходом и отсутствием специальных знаний у учителей и преподавателей»,- констатировал он. А это делает систему неэффективной.
«Думаю, что всем понятно: вы затронули очень важную, чувствительную сферу, которая всех нас беспокоит, все общество беспокоит, без всякого преувеличения,- отвечал Путин.- Вот этот буллинг, как вы сказали, продвижение в наш социум западной культуры, хотя это к культуре не имеет никакого отношения, это такие способы поведения, манеры поведения, навязанные, кстати говоря, очень часто и соцсетями».
В западных парламентах, по наблюдениям главы государства, «сейчас активно обсуждаются вопросы влияния этих международных платформ на формирование сознания подрастающего поколения, на воспитание подрастающего поколения, на оказание негативного влияния на психику для подростков и для детей». Вот и в России, по его мнению, «тоже не мешало бы этим заняться и внимательно к этому еще присмотреться. Я, безусловно, согласен полностью, что все предложения профилактического характера должны быть рассмотрены и поддержаны. Это касается и дополнительных мер, имеется в виду воспитателей в школах, они вводятся в школах, и нужно, чтобы это пошире применялось: подготовка и переподготовка учителей и так далее. В общем все меры, связанные с предотвращением и профилактикой преступности в подростковой среде, в самом широком смысле этого слова должны усовершенствоваться и внедряться».
«Будем работать»,- подытожил Путин. Однако масштабы предстоящей работы, думается, гораздо шире обозначенных на заседании СПЧ.
Как свидетельствуют данные последних опросов, проведенных проектно-учебной лабораторией Высшей школы экономики, в настоящее время школьная травля, продолжая бить по учащимся, перекинулась еще и на учителей: буллингу подверглись 70% учителей, а почти 6% педагогов получали прямые угрозы! В том числе, как уточнил заведующий лабораторией Александр Милкус, 42% педагогов стали жертвами кибербуллинга, около 28% получали личные оскорбления, включая имеющие интимный характер, а 5,7% сталкивались с прямыми угрозами в свой адрес.
В группу особого риска, по словам эксперта, прежде всего входят «учителя с самым низким уровнем материального достатка, причем независимо от общего финансового положения региона, где они работают — бедного или богатого, или расположения школы — в городе или селе. При этом число учителей — жертв буллинга коррелирует с долей профессионально выгоревших педагогов. Эти показатели практически тождественны».
Впрочем, не исключает психолог Ирина Баржак, «сами учителя вместе с директорами школ сплошь и рядом инициируют травлю». Возможно, поэтому, по оценке другого эксперта - научного сотрудника лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Высшей школы экономики Марии Новиковой, «ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе только 33% опрошенных».
«Чаще всего подобные вещи происходят 2-3 раза в месяц, причем, дети прибегают к так называемым словесным воздействиям друг на друга: обзывательства, насмешки, комментарии, угрозы,- уточнила эксперт РОСВУЗу-. Кибербуллинг как травля в пространстве интернета и с использованием всяких современных гаджетов оказался распространенным гораздо меньше, чем мы ожидали: только половина учеников была в него вовлечена. Однако в этом исследовании не участвовали школьники из Москвы и Санкт-Петербурга, а есть подозрение, что там показатели кибербуллинга будут выше».
Есть и другая проблема — неготовность педагога к борьбе со школьной агрессией, считает академик РАО Артур Реан, а потому «нам остро необходимы программы дополнительного профобразования, повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров и собственно психологов, специфически настроенные на работу с ребятами группы риска, или уже относящихся к группе с асоциальным поведением!»
Увы, таких педагогов пока у нас практически не готовят.