На этой неделе приказом Минобрнауки России были утверждены согласованные с Рособрнадзором аккредитационные показатели, в соответствии с которыми с 1 марта 2022 года будет проводиться оценка вузов. Днем позже аналогичному процессу подверглись показатели для школ и колледжей. Чиновники не устают говорить о небывалой демократичности новых подходов к аккредитации образовательных организаций нашей страны. Однако эксперты этих восторгов не разделяют: «Мы снова пытаемся навесить движок на крестьянскую соху»,- обрисовал РОСВУЗу общую ситуацию омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Прежде всего, с 1 марта аккредитация вузов становится бессрочной, но вводится аккредитационный мониторинг, который позволяет осуществлять постоянное наблюдение за качеством обучения. В итоге при получении вузом государственной аккредитации будут оцениваться шесть показателей: средний балл ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний творческой направленности студентов, принятых на обучение по очной форме, наличие электронной информационно-образовательной среды, доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, ученое звание и различные награды, доля работников, имеющих стаж работы по профилю реализуемой образовательной программы, доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы и наличие внутренней системы оценки качества образования.
Каждому показателю присвоен свой удельный вес в баллах. Больше всего баллов (75) вуз сможет получить при оценке качества подготовки студентов, которое будет проводиться с помощью диагностических работ, сформированных из фондов оценочных средств самих вузов. Всего для получения государственной аккредитации вузу необходимо будет набрать не менее 90 баллов.
Эти же показатели, за исключением результатов выполнения диагностических работ, будут использоваться при проведении аккредитационного мониторинга. Дополнительно к ним мониторинг будет учитывать долю обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе, долю выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении, и показатель трудоустройства выпускников в течение года после окончания обучения. Минимальное значение для прохождения аккредитационного мониторинга составляет 70 баллов в сумме по всем показателям. А при проведении проверки в вузе будут учитываться два показателя: качество подготовки студентов, оцениваемое с помощью диагностических работ, и наличие внутренней системы оценки качества образования. Минимальное значение по этим показателям установлено на уровне 60 баллов.
В Рособрнадзоре всячески подчеркивают, что система аккредитации наконец-то ушла от произвольных критериев оценки качества работы вузов, и отныне эта процедура будет производиться исключительно «по делу». Однако эксперты так не считают:
«Исходя из потребностей цифровой экономики, европейские и американские университеты сейчас выходят на уровень обучения, когда модули, из которых состоят их образовательные программы, подлежат не аккредитации, а лишь одобрению профессионального сообщества. А мы до сих пор обсасываем тему аккредитации и лицензирования высшего образования и говорим о группе чиновников, которые разрешают или не разрешают работать вузам!»- заявил РОСВУЗу омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Во всем мире, напомнил эксперт, «путь передачи знаний становится короче. Поэтому мы требовали отменить аккредитацию, оставив только лицензию на ведение образовательной деятельности, подтверждающую, что вуз имеет базу, отвечающую всем требованиям Рособрнадзора: научно-педагогические кадры, учебные помещения, образовательные программы и т.п. А мы снова пытаемся приделать к сохе движок, из-за чего возникает совершенно феерическая ситуация: Россия по многим показателям занимает лидирующие позиции в мире, а вузы, которые готовят для этого кадры, заставляют играть по устаревшим правилам. Практически все ректоры, вошедшие в группу по регуляторной гильотине, заявили: государственная аккредитация только отвлекает нас от образовательного процесса и должна быть отменена – достаточно лицензирования. Давайте сделаем госстандарты не по направлениям подготовки или по группам направлений, а по требованиям, предъявляемым к выпускникам – например, бакалаврам: что они должны уметь на выходе из вуза, какими знаниями обладать. Но нас не хотят слышать!»
Подобная «глухота» властей, по словам Володарского, может дорого обойтись:
«В Германии так называемые «зеленые» и «желтые» уже протащили в коалиционное соглашение разрешение российским молодым людям в возрасте до 25 лет приезжать в их страну без виз. Следующим шагом может стать положении об упрощенном предоставлении им вида на жительство, и на тот же путь, без сомнения, вскоре вступят другие страны ЕС и Великобритания. Цель очевидна: цифровой экономике нужны молодые, перспективные люди. А российские вузы опутываются устаревшими правилами и ограничениями».
СПРАВКА РОСВУЗА. С 1 марта аккредитация школ и колледжей также становится бессрочной, но вводится аккредитационный мониторинг, который позволит осуществлять постоянное наблюдение за качеством обучения. При получении госаккредитации школами будут учитываться такие показатели как соответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям образовательных стандартов, а также результаты обучения, доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета за последние три года, обеспеченность каждого обучающегося учебниками из федерального перечня, наличие электронных библиотек, результаты оценки качества подготовки обучающихся. Каждому показателю присвоен свой удельный вес в баллах. Эти показатели будут частично использоваться при проведении аккредитационного мониторинга и при проверках образовательных организаций. Мониторинг также учитывает долю выпускников, получивших допуск к государственной итоговой аттестации по итогам обучения в 9 и 11 классах, и долю выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным предметам при прохождении аттестаций.