Рособрнадзор третий год подряд проводит оценку качества образования в российских школах по модели исследования PISA. До сих пор отчеты чиновников о результатах испытаний качества отечественного образования по этим методикам, по сути дела, являлись победными реляциями. Однако в этот раз всё по-другому. По сравнению с прошлым годом, оценки ребят за 2020-й заметно просели, и теперь управленцы ищут причины и способы исправления сложившейся ситуации.
Исследования PISA для школ оценивают читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. Другими словами, не сумму теоретических знаний, а способность школьником толково распоряжаться этим багажом при решении практических задач.
В 2021 году в региональной выборке прияли участие 44 712 учащихся из 1395 образовательных организаций 14 регионов: Амурской, Кировской, Новосибирской, Свердловской, Калужской, Орловской, Мурманской областей, Пермского и Красноярского краев, Удмуртии, Республики Марий Эл, Алтая, Адыгеи и Дагестана. В общероссийской выборке - 7 299 учащихся из 200 школ 43 регионов. Результаты этой проверки знаний по модели PISA будут известны в апреле 2022 года. А вот итоги за предыдущий, 2020 год, уже названы, и порадовать никак не могут.
Как сообщил директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко, по результатам исследования качества образования в российских школах по модели PISA в 2020 году не преодолели минимальную границу баллов около 20% учащихся. То есть, каждый пятый. А вот высокий уровень подготовки по математической грамотности показали лишь около 10% школьников, по читательской грамотности – около 6,4%, а по естественно-научной – и вовсе около 1,4%, что, называя вещи своими именами, соответствует уровню погрешности.
На естественно-научном направлении и обозначилась главная беда: здесь данные 2020 года показали снижение результатов российских учащихся. И это, по мнению Станченко, могло быть связано с отсутствием практических и лабораторных занятий по химии, физике и биологии в условиях перехода школ на дистанционное обучение.
Пандемия, как и война, как говорится, многое спишет. Как в этом плане сложится новый учебный год, пока предсказать нельзя. Но общий тренды, как писал РОСВУЗ, особого оптимизма не внушают. Так что медицинский предлог для объяснения падения качества образования может пригодиться властям и впредь.
Однако что-то надо делать уже сейчас. И пока основным способом борьбы с падением показателей PISA станет подтягивание особенно отстающих школ в рамках проекта «500+». «У нас есть образовательные организации, которые демонстрируют высочайшие показатели по всем видам грамотности и находятся на уровне мировых лидеров. С другой стороны, есть и достаточно весомое количество отстающих школ. Для помощи таким школам реализуется проект “500+”. Если каждая российская школа будет достигать 500 баллов по каждому виду грамотности, то тогда нам показатель по месту в десятке удастся, безусловно, достичь», - отметил замдиректора ФИОКО Илья Денисенко.
По его словам, к числу факторов, оказывающих влияние на образовательные результаты, относятся населенный пункт, в котором находится школа, особенности контингента обучающихся, педагогические кадры, оснащение, школьный уклад и педагогические технологии, которыми владеют или не владеют коллективы преподавателей школ. И эти моменты чиновники также обещают учесть: «Мы собрали факторы риска, которые являются наиболее актуальными для российских школ, и предложили те подходы, которые являются наиболее актуальными для противодействия этим факторам. Они содержатся в методических рекомендациях, которые доступны любой школе на сайте ФИОКО. Исследования качества образования также позволяют выявить и сформировать банк лучших практик, к которым могут обращаться все школы, чтобы изучить лучший управленческий и педагогический опыт», - рассказал Денисенко.
Использование лучших практик в масштабах страны – это конечно хорошо. Однако одновременно с участием в региональных оценках по модели PISA был проведен социологический опрос, призванный оценить степень удовлетворенности качеством общего образования среди обучающихся, их родителей, руководителей и учителей. И оказалось, что этот показатель среди школьников по разным регионам колеблется от 74,6% до 85,3%, в категории родителей – от 77,2% до 83,2%, в категории педработников – от 79,9% до 85,7%, а руководителей – от 68,6% до 83,3%. Другими словами, качество общего образования в нашей стране оценивают положительно лишь трое из четырех участников образовательного процесса и меньше всего – именно те, кто им управляют.
Самые низкие результаты получены по вопросам удовлетворенности организацией дистанционного обучения. Так, в категории школьников результатами обучения в онлайн формате удовлетворены от 13,3% до 34,1%. Среди родителей – 14,4%, среди учителей в среднем 19,5%, а среди руководителей образовательных организаций однозначно удовлетворена лишь мизерная часть в 1,4% (впрочем, еще 22,4% руководителей скорее удовлетворены качество организованного ими дистанта).
Выявлены также основные проблемы системы образования. Среди обозначенных обучающимися – это перегруженность домашними заданиями (66,6%) и большое количество контрольных работ (51,9%). Перегруженность детей в школе также отмечают более половины родителей – 54,8%. Для учителей ключевыми проблемами являются: низкая оплата труда (71,7%), высокая документарная нагрузка (67%) и низкий уровень мотивации к обучению у школьников (57,4%). Руководителей образовательных организаций больше всего беспокоят низкий уровень мотивации к обучению у школьников (61,9%), низкая оплата труда педагогов (54,3%), недостаток молодых педагогов (52,4%), а также высокая документарная нагрузка педагогов (50,5%).