В рамках исследования, проведенного научным руководителем лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимиром Собкиным и завлабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института социологии образования РАО Дмитрием Адамчуком, были проанализированы различия между педагогами из шести групп: со стажем менее трех лет, работающих 3-8 лет, 9-13 лет, 14-18 лет, 19-23 года, более 24 лет.
Вывод, по словам Собкина, неоспорим: смысл работы, мотивы педагогической деятельности для учителей в разных группах меняются с приобретаемым опытом. Как подтвердил анализ влияния профессионального стажа педагога на изменение целеполагания и мотивации творческой активности, в ходе профессионального становления учителя общая установка на «формирование прочных знаний», определяющая целевой ориентир, наполняется содержательным смыслом. Когда учитель проходит этот путь, его цели и мотивы, как правило, смещаются от демонстрации образцов владения учебным предметом к развитию ученика как субъекта учебной деятельности.
Главная цель молодого педагога, только пришедшего в школу, – дать учащимся предметные знания. Достигнута она может быть за счет демонстрации высокого владения предметом, предоставления детям образца того, как правильно решать задачи. Работа на воспитательном направлении в этот период посвящена формированию нормативного поведения ребенка. «Когда педагог приобретает больший стаж, для него важнее становятся воспитательные задачи, а также усиливается потребность в том, чтобы ученики принимали его как личность», – подчеркивает Собкин.
По его данным, у педагогов со стажем 9–13 лет отмечается возможность наступления профессионального кризиса, когда творческая активность проявляется скорее ради разнообразия, а не с целью развития учащихся. У педагога со стажем 14–18 лет начинает проявляться новая доминанта, определяющая ориентацию учителя на постановку задач по личностному развитию учащихся. Ну а после 20 лет работы на первый план для учителя выходят мотивы, связанные с развитием ученика как субъекта образовательной деятельности, его личностным развитием. На этом этапе важным становится не только дать предметные знания, но и «научить учиться».
По мнению исследователей, в сложившихся условиях многие педагоги проходят долгий путь «профессионального становления», когда лишь после длительного периода работы у них формируется комплекс установок, связанный с развитием учащегося как субъекта учебной деятельности. Учитель, как отмечает Собкин, приходит к пониманию ценностной значимости целевых задач развивающего обучения, но на «присвоение» этих задач зачастую уходит около 20 лет.