Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Исследователи ВШЭ объяснили, почему с возрастом мы хуже понимаем тексты

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Как оказалось, все дело в том, что с возрастом люди склонны больше опираться на смысл слов, а не на грамматику, что может приводить к ошибкам в понимании текста. Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире. Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания.

            Исследователи из НИУ ВШЭ провели эксперимент, в котором проверили, как люди разного возраста используют поверхностную обработку языка при чтении. Оказалось, что подростки и молодые взрослые одинаково активно используют поверхностную обработку при восприятии речи: они неправильно отвечали «пожарный» на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 в 63–68% случаев. При этом пожилые люди ошибались при ответе на этот вопрос еще чаще — в 79% случаев. Таким образом, поверхностная обработка языка появляется уже к подростковому возрасту и увеличивается в пожилом возрасте. 

            По мнению авторов, такой результат для пожилых участников может быть связан, во-первых, с увеличением языкового и жизненного опыта, из-за которого они склонны больше доверять своим ожиданиям относительно смысла текста и опираться на эти ожидания, а не на непосредственно воспринимаемую информацию. Во-вторых, с бессознательной стратегией экономить ограниченные когнитивные ресурсы для других потребностей (например, для вербальной рабочей памяти). Ученые также показали, что в тех случаях, когда участники неправильно отвечали на вопрос после сложных для восприятия предложений, они прочитывали эти предложения быстрее.

«Получается, что опора на поверхностную обработку позволяет нам чуть быстрее обрабатывать информацию, — комментирует один из авторов статьи, научный сотрудник Центра языка и мозга Анастасия Лопухина. — Так что хотя она может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит нам время».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 28 ноября 2021

Соколов: Подмосковье может стать пилотным регионом по использованию возможностей кино для воспитания молодежи

Владимир Путин предложил разрешить использовать средства «Пушкинской карты» для покупки билетов на фильмы отечественного производства. Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, народный артист России Андрей Соколов поспешил одобрить эту идею.

Школы - 26 ноября 2021

Шестерых школьников Новосибирской области наградили за проявленное мужество при спасении людей

25 ноября в Правительстве Новосибирской области шестерым школьникам были вручены памятные медали «За проявленное мужество». Об этом сообщает Минобразования региона.

24 ноября 2021

В «Смене» юные адвокаты повысили уровень правовой культуры

Образовательная программа «Миссия адвоката» завершается во Всероссийском детском центре «Смена». В ней приняли участие 50 школьников – победителей конкурсов, организованных Федеральной палатой адвокатов России и адвокатскими палатами регионов.

Вузы - 27 ноября 2021

Дмитрий Чернышенко: «К 2024 году количество учащихся и прошедших обучение по IT-специальностям в стране достигнет полумиллиона человек»

На этой неделе на площадке Российского экономического университета им. Плеханова прошел четвертый международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика».

Школы - 26 ноября 2021

Последние результаты исследования PISA зафиксировали падение качества образования в российских школах

Рособрнадзор третий год подряд проводит оценку качества образования в российских школах по модели исследования PISA. До сих пор отчеты чиновников о результатах испытаний качества отечественного образования по этим методикам, по сути дела, являлись победными реляциями. Однако в этот раз всё по-другому.

Школы - 25 ноября 2021

Ученые РАО выяснили, как учителя относятся к своей работе

В рамках исследования были проанализированы различия между педагогами из шести групп: со стажем менее трех лет, работающих 3-8 лет, 9-13 лет, 14-18 лет, 19-23 года, более 24 лет.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 56.2%
Государственное образовательное учреждение 43.8%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город