На этой неделе Минпросвещения России сократило сразу 43 специальности в перечне, по которому готовят специалистов в системе среднего профессионального образования. По версии ведомства, под нож пошли лишь устаревшие профессии, да те, что перешли в укрупненные программы подготовки: например, вместо парикмахеров соответствующие колледжи теперь будут выпускать специалистов индустрии красоты. Однако эксперты не верят: к примеру, про отмену такой специальности, как младшая медсестра по уходу за больными, даже думать страшно, говорят они.
С 31 декабря 2021 года учебные заведения среднего профессионального образования перестанут принимать абитуриентов по 43 профессиям. Соответствующий проект приказа Минпросвещения опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
По версии ведомства, ничего особенного в этом шаге нет: Минпросвещения, дескать, регулярно пересматривает список программ подготовки в колледжах и исключает из него неактуальные специальности, вводя туда новые; а в колледжах с техникумами отныне и впредь будут проводить обучение только по актуальным программам подготовки.
«Мир компетенций меняется. За последние два года из перечня ушло порядка 100 профессий и специальностей, неактуальных в рамках сегодняшних реалий. На них уже давно нет спроса ни от рынка труда, ни от абитуриентов, работодатели не ждут у себя подобных специалистов узкопрофильной направленности», — сообщил директор департамента госполитики в сфере среднего профобразования Министерства просвещения Виктор Неумывакин.
Впрочем, знания и навыки, которые были заложены в эти программы, по словам чиновника, не исчезают, а включаются как отдельные блоки в более широкие современные программы подготовки, либо переходят в перечень коротких программ профессионального обучения, которые можно будет освоить в рамках программ СПО. К примеру, профессии парикмахера будут обучать в рамках специальности «Технологии индустрии красоты».
«Таким образом наша российская система подготовки в среднем звене максимально поддерживает свою актуальность для запросов рынка, увеличивает возможности студентов устроиться и найти работу и предоставляет максимально современную подготовку», — подытожил Неумывакин.
В частности, в число подвергшихся усекновению угодили такие профессии, как: младшая медсестра по уходу за больными, младший ветфельдшер, парикмахер, судовой повар (он же кок), судовой бортпроводник (стюард), вышивальщица, сборщик обуви, водитель городского электротранспорта, контролер банка, рекламный агент, оператор вязально-швейного оборудования, изготовитель железобетонных изделий, слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве, электромонтажник авиационной техники, регулировщик железнодорожного движения (стрелочник), заготовитель продуктов и сырья, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования. И этот перечень вызвал серьезнейшее беспокойство в обществе.
«Недоумеваю. Минпросвещения решило прекратить прием в колледжи по 43-м специальностям. Кроме того, обсуждается вопрос о сокращении сроков обучения в колледжах. Прекращение обучения по указанным специальностям объясняется стремлением привести обучение в колледжах в соответствие с потребностями рынка труда. Ну бог с ними, с рекламными агентами и судовыми поварами, может, и обычные повара справятся. Но у нас что, стричься люди перестали? Парикмахеров-то за что? А про отмену специальности "младшая медсестра по уходу за больными" думать даже страшновато. И так-то с уходом в наших больницах не всё безупречно, мягко выражаясь»,- не скрывает возмущения учитель истории столичной школы № 1543, автор учебников по истории для средней школы Леонид Кацва.
«Я уж не говорю о том, что об отмене выдачи аттестатов о среднем образовании в колледжах речи не было. Значит, сроки обучения сократят, а аттестат — получите, распишитесь. И так-то цена этому аттестату, полученному в колледже, была в базарный день полушка, а теперь на что это будет похоже?»- обозначил он еще одну проблему, связанную с принятым решением.
Другие эксперты видят в решении о сокращении полусотни профессий лишь «имитацию бурной деятельности» министерством. Но при этом также недоумевают: неужто нам, действительно, не нужны изготовитель железобетонных изделий, электромонтажник авиационной техники, электромонтажник-схемщик, чертежник-конструктор, а также разные слесаря, монтажники, операторы машин? А уж младшая медицинская сестра по уходу за больными в условиях непрекращающейся пандемии…
«Дефицит уходового персонала зачастую приводит к обесцениваю всех врачебных усилий, к обнулению их труда. Почему так происходит? Многие главные врачи экономят на этих кадрах. Ведь наличие или отсутствие младшего медицинского персонала – это не лицензионное требование к осуществлению медицинской деятельности. И потому, что на рынке отсутствует спрос на этих специалистов, потому что сейчас руководство многих медицинских учреждений экономит на них – мы получаем такие жуткие, как в Томске, истории, – напоминает проектный директор проекта «Регион заботы» Анастасия Жданова. (Имеется в виду резонансная история жителя Томска, который был вынужден обманом пробраться в местную ковидную лечебницу, чтобы помочь своей бабушке, нуждающейся в специальном уходе. Он обвинил врачей в недолжном уходе за тяжелобольной женщиной.- РОСВУЗ).- Всё это прямые последствия дефицита младшего медицинского персонала в медицинских организациях!»