На этой неделе в ходе всероссийского совещания с руководителями региональных органов управления образования Рособрнадзор подвел окончательные итоги ГИА-2021 и обрисовал перспективы на 2022-й. По версии ведомства, последняя кампания ЕГЭ оказалась одной из самых успешных. Однако ближайшие итоговые испытания, похоже, сулят участникам экзаменов немало беспокойств: слишком уж сильно меняются экзаменационные задания.
Что касается прошедшей экзаменационной кампании, то она, как заверил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, оказалась «одной из самых качественных и спокойных». Таким образом, чехарда с удаленкой учебному процессу, как бы, и не помеха, дают понять власти. (Как лучшие регионы Рособрнадзором были отмечены Московская, Смоленская и Ленинградская области).
Тем не менее, летом 2021 года за различные нарушения с экзаменов было удалено 949 участников, и в том числе: 426 – за использование средств связи, 400 – за шпаргалки, а 123 – за иные нарушения, сообщила начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова. При этом особенностью года, по словам чиновницы, стал рост числа случаев, когда нарушители пытались воспользоваться микронаушниками (за их использование были удалены 45 человек).
Второй год подряд, в 2021 году для выявления подозрительного поведения участников ЕГЭ применялась технология «машинного зрения». И в этот раз система повысила свою эффективность: 137 подозрений на нарушение, которые отметил искусственный интеллект, были подтверждены наблюдателями. «Мы будем эту технологию и дальше развивать», - пообещала Бугулова.
Самой юной участницей ЕГЭ-2021 стала восьмилетняя Алиса Теплякова, а самым возрастным участником – учитель математики из Крыма, который в свои 72 года набрал 96 баллов на ЕГЭ по профильной математике.
Переходя от итогов прошлой кампании ЕГЭ к перспективы следующей, Музаев призвал все региональные органы управления образования обратить особое внимание на изменения в содержании контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по всем предметам в соответствии с требованиями нового ФГОС. А, главное, довести информацию об этих новшествах до всех учителей и выпускников: «Учителей, родителей и выпускников очень серьезно надо погрузить в содержательные изменения в контрольных измерительных материалах», - подчеркнул он. А такая степень озабоченности руководства Рособрнадзора грядущими переменами, согласитесь, говорит о многом.
Правда, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова поспешила заверить, что изменения в КИМ ЕГЭ будут происходить поэтапно, в течение трех лет. Так, в экзаменационных материалах 2022 года они затронули не более 3-4 заданий по каждому предмету и не связаны с усложнением экзаменов, подчеркнула она.
Между тем, хорошо известно, что предпринятые ранее попытки сделать ЕГЭ по химии, биологии или русскому языку более практикоориентированными, для многих участников экзаменов закончились тогда неудачей. А это делает утверждения Решетниковой менее убедительными.
Впрочем, схема проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году пока окончательно не сформирована, признал замглавы Рособрнадзора Игорь Круглинский: слишком уж многое будет зависеть от динамики развития эпидемиологической ситуации и соответствующих решений правительства.
Пока Рособрнадзор планирует с 2023 года полностью отказаться от доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов (ППЭ) на электронных носителях и внедрить во всех регионах технологии передачи КИМ ЕГЭ в ППЭ по сети Интернет и сканирования бланков участников ЕГЭ в аудиториях. С этой целью в течение 2022 года предстоит обеспечить все ППЭ полным комплектом оборудования для проведения ЕГЭ по новым технологиям. В 2021 году эти технологии применялись при проведении ЕГЭ в 26 регионах, а в 2022 году к их использованию готовы уже 48 территорий.
Глава Рособрнадзора также рассказал о других оценочных процедурах, которые будут проведены в 2022 году. В апреле пройдет новый цикл международного исследования PISA с участием российских школьников, а в октябре планируется провести очередной этап оценки качества образования по модели PISA в регионах России, а также национальное исследование качества образования. С 15 марта по 20 мая школьники напишут всероссийские проверочные работы (ВПР), а сентябре-октябре писать ВПР будут студенты организаций СПО.
При этом Рособрнадзор обещает вести мониторинг количества контрольных и проверочных работ в школах, в том числе на основе жалоб от родителей обучающихся. В августе 2021 года рекомендации по оптимизации количества контрольных работ уже были направлены в регионы, а в дальнейшем их планируется закрепить в виде нормативных документов.
Кроме того, Музаев пообещал продолжить анализ практики выдачи медалей «За особые успехи в учении». В случаях, когда такие медали были выданы неправомерно, директора школ понесут персональную ответственность, отметил он.