Как сообщили РОСВУЗу в Российском Государственном гуманитарном университете, вуз провел инициативное исследование влияния цифровизации на поведение молодежи на рынке труда и ее готовности работать в условиях самозанятости: «Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей поколения Z». По словам руководителя группы исследователей Алана Абаева -завкафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ «исследование позволило сделать вывод, что цифровизация создала новые условия на рынке труда, которые в современном в научном сообществе называется платформенной экономикой.
Также в рамках исследования было обнаружено, что различные составляющие нового вида трудовых отношений – платформенной занятости оказывают значительное, определяющее на национальном уровне влияние на трудовую социализацию поколения Z. Гибкие условия труда позволяют представителям молодого поколения начать трудовую карьеру раньше, чем закончить получение базового образования. «Платформенная занятость обеспечивает гибкость условий труда – гибкости рабочего времени и рабочего места, что привлекает молодое цифровое поколение. Возможность выбирать часы работы и места работы – коворкинг, кафе или дома является крайне важным критерием труда. Все это выступает критичными условиями того, что молодой человек может сочетать продолжение учёбы в наиболее распространенном сегодня формате получения образования – очно-гибридном – и начало трудовой карьеры», пояснил Алан Абаев.
Кроме того, в ходе исследования выявлено, что для многих молодых людей образовательный кредит в странах, где они получают образование, любо недоступен, либо связан с условиями, которые для многих представителей поколения Z носят запретительный характер. В этой ситуации сотрудничество с платформами в качестве партнера по предоставлению на рынок услуг и товаров выступает де-факто единственной системной альтернативой, позволяющей молодым людям получить качественное образование для построения карьеры.
Платформенная занятость для многих представителей поколения Z видится, как первый шаг в предпринимательстве. Помимо желания работать с новейшими технологиями, путешествовать, соблюдать жизненный баланс, в природе молодых людей цифрового поколения заложена инициативность и самостоятельность, что ы экономической сфере проецируется в потребности в собственной предпринимательской карьере. Начиная с маленького или микро-бизнеса, основанного на платформенной занятости, не требующих ни сложных регистрационных процедур, ни привлечения заметного стартового капитала, представителей поколения Z могут попробовать себя как предприниматели и безболезненно решить, подходит ли им это направление личностной деятельности.
Также по мнению представителей РГГУ, очень часто поиск себя в новой профессии, не совпадающей с первоначальным образованием – естественный процесс для всех поколений постиндустриального общества, однако именно для представителей поколения Z это сопряжено с серьезными барьерами. Платформенная экономика снимает эти барьеры, позволяя человеку попробовать себя в разных экономических ролях и профессиях одновременно.