Родителям часто необходима психолого-педагогическая помощь, чтобы выстраивать правильные отношения с ребёнком. Значение профессиональных консультаций только усилилось во время пандемии, которая погрузила всех в ситуацию стресса и неопределенности. Однако существующие семейные консультационные центры не всегда справлялись — всё это следует из данных Мониторинга экономики образования 2020-2021 гг., проведенного ВШЭ.
Мониторинг экономики образования ВШЭ показал низкую вовлеченность родителей в раннее развитие и дошкольное образование детей. Наибольший запрос на подготовку к детскому садику и на социализацию ребенка, а вот совместные занятия, игры, тренинги, диагностика и профилактика отклонений востребованы семьями в два раза меньше. Это тревожный сигнал, считают специалисты. «Решающую роль в развитии ребенка играют не инструкции к детскому садику, а счастливое проживание детства. Вся концепция well-being построена на умении счастливо прожить это время с ребенком, помочь семье в этом — смысл работы консультанта», — подчеркнула заслуженный профессор ВШЭ Ирина Абанкина.
Между тем в России не сформирована традиция обращения за поддержкой. Многие взрослые настолько боятся общественного мнения, что уезжают за консультацией в другой город. «Подумают, что—то не в порядке с моей семьей, с моим ребенком». Некоторые регионы специально организуют «десанты» для работы с селом. Но далеко не все готовы открываться, не все считают нужным такую помощь получать. Поэтому для работы консультантом нужны не просто педагоги, а профессиональные психологи. По данным МЭО, сейчас основной штат составляют воспитатели, музыкальные руководители. Психологов и логопедов в консультационных центрах существенно меньше. Но позитивное в том, что в профессиональную подготовку включаются педуниверситеты.