На этой неделе Россия с помпой отпраздновала очередной День учителя. Кто только ни поздравлял наших педагогов 5 октября — и президент страны, и глава федерального Минпросвещения, и региональное начальство всех мастей. Послушаешь все эти официально-хвалебные речи — и можно подумать, что у российского учительства не житье, а малина. Между тем на деле, как убедился РОСВУЗ, опросив самих виновников торжества, хорошего в жизни учителя мало. Одно из доказательств тому — согласие педагогов говорить о своих проблемах только на условиях полной анонимности.
То, что чем дальше от Москвы, тем большим становится разрыв между реальным уровнем учительских зарплат и цифрами в отчетах о выполнении «майских указов» президента по повышению оплаты труда педагогов, сегодня знают все. Ну, разве что, за исключением руководства Минпросвещения.
Единственное, что в настоящее время обязаны делать управленцы от образования — устанавливать учительские зарплаты на уровне не ниже МРОТ (да и этот нищенский порог выдерживается не всегда). Все же остальные выплаты начисляются ими практически произвольно — в полном согласии со значением однокоренного слова «произвол». И хотя разговоры о необходимости отказаться от этой порочной системы идут давно, Минпросвет не делает ничего, чтобы развязать этот узел. А педагоги, чтобы не помереть с голоду, все чаще «тянут» чудовищные нагрузки — в две, две с половиной, а, по данным первого зампреда думского комитета по образованию и науке Олега Смолина, - уже и близко к трем ставкам.
Хуже того. С возвращением в школу обязательной воспитательной составляющей образовательного процесса огромные учебные нагрузки педагогов дополнили разбухшие как на дрожжах нагрузки внеучебные. И ситуация окончательно вышла за рамки разумного:
«У нас очень высокая почасовая нагрузка педагогов,- заявила РОСВУЗу директор Института образования Ирина Абанкина.- И сейчас она увеличилась: средняя нагрузка уже составляет 22,5 часа и приближается к 24, что признает даже Минпросвещения. А сейчас у нас есть не только перегрузка по учебным часам, но и перегрузка, связанная с дополнительным объемом работы классного руководителя. И мы слышим стенания по поводу выгорания педагогов».
Правда, с прошлого года за дополнительную нагрузку классным руководителям начали выплачивать по 5 тыс. руб. Но всем очевидно, что резко возросшего объема обязанностей классруков в связи с возложением на них воспитательной работы эта сумма не покрывает. При этом особенно обидно, когда время и силы педагога уходит не на воспитание молодого поколения, а на бюрократические требования, которыми Минпросвет обставил эту работу.
Так, Ирина Абанкина, по ее словам, «не сторонник, чтобы в направлении воспитательной работы были введены рабочие программы, которые надо выполнять, а потом отчитываться. Меньше всего считаю, что здесь должна быть отчетность! Нужно работать на доверии к педагогам!»- подчеркнула она.
Между тем, бюрократических требований, на пустом месте создающих дополнительные нагрузки российского учительства, и в самом деле не счесть:
«Доходит до нелепостей,- поделилась с РОСВУЗом классная руководитель одной из российских школ.- Чтобы свозить свой класс на экскурсию, которая займет лишь несколько часов, на оформление этой поездки приходится тратить несколько дней: собирать бумажки, подписи, резолюции, составлять планы рассадки детей в автобусе и т. д. и т.п.! Естественно, педагоги не стремятся заниматься всей этой ерундой, и количество поездок в последнее время резко сократилось. Причем, это касается не только путешествий в другие регионы России, но даже поездок по своим городам».
«Прошли те времена, когда было принято всем классом ходить в походы!- констатировала РОСВУЗу представительница другой российской территории.- Сейчас, чтобы сделать это, нужно собрать столько бумажек, что проще сидеть по своим школам. Совсем всё у нас забюрократизировали!»
Жалуются на дополнительные бюрократические нагрузки и столичные учителя. Особенно, как сообщили они РОСВУЗу, донимает писанина, связанная с МЭШ — Московской электронной школой. Регулярно взваливают на московских учителей и совершенно не свойственные им задачи. Например, требуют «разработать нормативы и рацион питания школьников, хотя это – дело диетологов и работников блоков питания, а не педагогов». Или «пройти тестирование на знание новейших научных разработок по психологии со сложнейшей терминологией».
Если так пойдет и дальше, День учителя всерьез рискует превратиться в «праздник со слезами на глазах».