Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Почему взрослый обязан играть с ребенком? Ученые РАО нашли неопровержимые аргументы за

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Как играть с ребенком, чтобы развить в нем важнейшую способность контролировать свое поведение? «Прокачать» умение переключаться между разными правилами при выполнении задачи? Ученые Российской академии образования, пожалуй, нашли главный ответ на эти вопросы.

Они провели исследование, в котором участвовали 199 детей в возрасте 5-6 лет. На протяжении семи недель они дважды в неделю играли в сюжетно-ролевые игры под наблюдением ученых-психологов. С той лишь разницей, что в одном случае взрослый управлял игрой, в другой – ею руководил ребенок.

«Дошкольный возраст является периодом активного развития саморегуляции. Это способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и свое поведение, –  говорит академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. Ломоносова Александр Веракса. – Известно, что уровень развития саморегуляции в дошкольном возрасте выступает одним из факторов, определяющих дальнейшие академические достижения и успешную социальную адаптацию не только в школе, но и во взрослой жизни».

По словам ученого, именно в возрасте от 3 до 6 лет целенаправленное развитие саморегуляции у ребенка дает наибольший эффект. А поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, дети играют много и с удовольствием, именно в игре это развитие может произойти естественно и легко для ребенка.

Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ – задача, которая требует высокого уровня развития саморегуляции у ребенка. Другой пример: счет в уме требует развитой рабочей памяти (которая тоже является регуляторной функцией), потому что предполагает произведение арифметических операций с числами, которые нужно помнить. Когнитивная гибкость позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом – между активностями и задачками.

«До и после проведения игр мы оценили уровень развития саморегуляции с помощью тестов и так смогли сделать выводы о том, насколько развивающим является тот или иной вид игры, – говорит научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. Ломоносова Вера Сухих. – Там, где взрослый управлял сюжетом и ходом игры, она оказала значимое влияние на все регуляторные функции, кроме рабочей памяти. А в тех группах, где игрой управляли сами дети, эффективность оказалась несколько ниже: некоторые регуляторные функции показали значимое развитие, а некоторые – нет. Полученные результаты подтверждают тезис выдающегося психолога Льва Выготского о роли взрослого в развитии ребенка. Включение взрослого повышает развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры. Как носитель опыта и знаний, взрослый помогает ребенку там, где его навыков недостаточно. Это касается и игры: зрелая сюжетно-ролевая игра, в наибольшей степени способствующая психическому развитию детей, появляется в том числе благодаря участию взрослого, который на собственном примере показывает детям, какой игра может быть».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 22 октября 2021

ЕГЭ, который мы обрели

На этой неделе в ходе всероссийского совещания с руководителями региональных органов управления образования Рособрнадзор подвел окончательные итоги ГИА-2021 и обрисовал перспективы на 2022-й. По версии ведомства, последняя кампания ЕГЭ оказалась одной из самых успешных. Однако ближайшие итоговые испытания, похоже, сулят участникам экзаменов немало беспокойств

Колледжи и техникумы - 21 октября 2021

РСМ выяснил чего не хватает студентам колледжей

Задачей исследователей стало определение актуального состояния развития студенческого самоуправления в техникумах и колледжах, выявление основных тенденций в воспитательной работе со студентами профессиональных образовательных организаций, запроса самих студентов и педагогов. И вот, что оказалось.

Школы - 20 октября 2021

Фестиваль «Цифровое Будущее России — 2021» завершается. Но ещё можно успеть принять участие

Фестиваль помогает объединить усилия государственных, частных и общественных организаций. В течение всего месяца на площадке форума online.kdedu.ru проходят онлайн-мероприятия. Завершающая неделя станет информационно-развлекательной.

Школы - 22 октября 2021

Онлайн-консультации ФИПИ для выпускников: итоговое сочинение

Основные направления тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год по сравнению с прошлым годом, естественно, обновлены. А вот критерии оценивания итогового сочинения не поменялись, заверил разработчик тем сочинения Алексей Федоров.

Школы - 20 октября 2021

Поколение Z и рынок труда в эпоху цифровизации

Как сообщили РОСВУЗу в Российском Государственном гуманитарном университете, вуз провел инициативное исследование влияния цифровизации на поведение молодежи на рынке труда и ее готовности работать в условиях самозанятости: «Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей поколения Z».

Школы - 19 октября 2021

Как готовиться к обновленному ЕГЭ по русскому языку: консультация от разработчиков ЕГЭ

Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько рассказала о нюансах выполнения экзаменационной работы, изменениях 2022 года и особенностях отдельных заданий

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город