Страна:
Язык:
← Вернуться назад

«В нашей системе образования переход школа - вуз один из самых обустроенных в мире»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.

Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.

Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики «Это один инструментов, свободных от коррупции», - подчеркнул он.

Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того, чтобы побриться», - сказал он.

Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов,такую же долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели.

Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.

Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.

«Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах. Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», - привел пример Ярослав Кузьминов.

Инструментом совершенствование приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.

«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», - предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.

Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», - уверен Ярослав Кузьминов.

Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.

Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которого следует списывать за отличную учебу.

«В нашей системе образования, переход школа- вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», - подытожил ректор.

Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.

Это не означает что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более, что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апдгрейд и детокс», - отметил министр.

По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов) – это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москву и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегаполисов».

Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития.

«Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно чтобы они шли вперед формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами»

Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», - уверен министр.

В прошлом году министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более, чем в трое: с 3162 до 11000. Однако, отметил министр в России неохотно берут кредиты на образование.

Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям.

Ярослав Кузьминов уточнил, что говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест, и ситуации, когда человек получив 80 баллов, вынужден учится на платном отделении».

По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.

Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио», достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.

«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне

приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», - резюмировал Ярослав Кузьминов.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail

Читать все статьи по теме


Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
Вузы - 18 июня 2021

Вузы оставят очное обучение только для привитых студентов

Накануне Союз ректоров Москвы и Московской области выступил с беспрецедентной инициативой. С нового учебного года вузам рекомендуется оставить очное обучение только для студентов, поставивших вакцину от коронавируса, тогда как для всех остальным учащимся останется только дистанционка. Судьба преподавателей пока неясна.

До школы - 19 июня 2021

Система образования займется массовой переподготовкой

По некоторым оценкам, к 2022 году потребуется переподготовка 54% всех сотрудников. Так, по оценкам экспертов «Ворлдскиллс Россия» к 2030 году кадровый дисбаланс в мире превысит 1,4 млрд человек. При этом речь идет не только о выпускниках вузов и колледжей.

Школы - 17 июня 2021

Экзамены по истории и физике прошли без серьезных сбоев

На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 118 тыс. человек, из них почти 103 тыс. выпускников текущего года. На ЕГЭ по физике – более 147 тыс. участников, из них почти 135 тыс. – выпускники текущего года.

Вузы - 20 июня 2021

Абитуриенты смогут подать документы в РАНХиГС дистанционно

Резкий рост заболеваемости коронавирусной инфекцией наложил отпечаток на приемную кампанию-2021: ведущие вузы делают ставки на дистанционный прием документов. Как сообщили РОСВУЗу в РАНХиГС, 18 июня приемная комиссия академии «начинает прием документов для поступления в вуз.

Школы - 18 июня 2021

День рождения «Артека»: Международный детский центр отпраздновал 96-летие

16 июня 2021 года Международному детскому центру «Артек» исполнилось 96 лет. Празднование Дня рождения «Артека» стало центральным событием седьмой смены «Артек – восьмое чудо света», участниками которого стали 2516 детей из всех 85 российских регионов.

Школы - 16 июня 2021

Результаты первых четырех ЕГЭ не отличаются от прошлогодних

Предварительные результаты ЕГЭ по литературе, географии, химии и русскому языку, как сообщили в Рособрнадзоре, сопоставимы с результатами 2020 и 2019 годов и не демонстрируют существенного роста или снижения. «В целом результаты первых экзаменов на уровне прошлых лет. Это серьезное достижение для пандемийного года».

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.8%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.2%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город