Ранее мы уже писали о крайне неудачном отчете министра просвещения Сергея Кравцова Совету Федерации, завершившемся разносом со стороны спикера палаты Валентины Матвиенко. Писали мы и о прошедшем там же «на ура» выступлении главы Минобрнауки Валерия Фалькова. На этой неделе в рамках подготовки к отчету Правительства Федеральному Собранию оба министра отчитались о сделанном и о планах на будущее перед комитетом Госдумы по образованию и науке, а Кравцов вдобавок — еще и перед Советом законодателей, также работающим на площадке Госдумы. РОСВУЗ постарался обобщить основные новости, анонсированные министрами.
Начнем с детсадов, школы и колледжей. Одной из главных проблем в системе среднего образования остается невнятный способ начисления зарплат педагогов. И как следствие — несправедливое распределение средств и нищенские заработки подавляющего большинства работающих в госшколах: «Более 50% учителей вообще не понимают, как начисляют зарплаты,- признал Кравцов.- Поэтому систему необходимо менять. Нужны единые правила и повышение гарантированной минимальной доли оплаты труда!»
В этом направлении министр пообещал двигаться, и это намерение явно зачел себе в плюсы. Другим своим достижением он счел прошлогоднюю регламентацию перечня документов, которые можно стребовать с учителя. Однако учителя с этим не согласились. Вал бумаг, в котором они по-прежнему тонут, так велик, что «у учителя просто не остается времени для творческой работы и даже для подготовки к урокам. Надо писать бесконечные рабочие программы по всем урокам (разумеется, со всеми домашними заданиями) и по всем детям, как сильным, так и слабым. А это отнимает у учителя огромное количество сил!» - констатировали педагоги.
Неудивительно, что в сочетании с нищенскими зарплатами и чудовищной учебной перегрузкой (кое-где учителя, по данным первого зампреда думского комитета по образованию и науке Олега Смолина. уже ведут более 50 (!) часов в неделю) это приводит к бегству педагогов из школы и страшному дефициту кадров. Особенно сильна нехватка учителей русского, математики, иностранных языков и начальных классов, а регионами-антилидерами являются Краснодарский и Алтайский края, а также Иркутская область, где не хватает более 300 (!) учителей. Чтобы покрыть все увеличивающийся дефицит педагогов, власти начинают использовать в качестве учителей студентов педвузов, причем, не только выпускных, но и более младших курсов. Но ситуация продолжает усугубляться.
Другая беда — бесконечные проверочные работы: школьные, муниципальные, региональные, а теперь еще и федеральные — ВПР. Школа буквально парализована этой напастью и так возмущена, что власти пошли на попятный: все проверочные работы, кроме ВПР, Минпросвещения вскоре обещает отменить.
Еще одна хорошая новость — привлечение частных средств к строительству новых школ: через 10 лет с их помощью власти надеются создать более 1 млн новых учебных мест и тем самым покончить с 3-й и даже, возможно, со 2-й сменой. Очереди в детские сады и ясли власти обещают полостью закрыть уже в будущем году. Но и, рассчитывая на частные средства для решения этой задачи, власти по-прежнему игнорируют проблемы частных учебных заведений. И это печально.
Зато радикальная реформа ждет среднее профобразование: сроки подготовки по большинству специальностей сократят с нынешних 4 до 2 лет (не тронут, пообещал Кравцов, только направления: здравоохранение, культура и военная техника). Одновременно программы колледжей переработают, максимально приблизив их к требованиям работодателей, а бюджетные места, возможно, будут распределять в зависимости от потребностей экономики региона, где расположен колледж.
Ситуация в высшем образовании выглядит оптимистичнее. Министр Фальков выбил на следующий учебный год 30 тыс. дополнительных бюджетных мест, и роси их доли в общем количестве продолжится. Но достанутся эти места главным образом региональным вузам. Туда же пойдет и дополнительное бюджетное финансирование: времена, когда основные госсредства «на развитие» получали лишь 20% самых брендовых вузов страны, прошли, дал понять Фальков.
В отличие от Минпросвета, в Минобрнауки признают снижение знаний учащихся из-за порядком подзатянувшегося дистанта. «Мы ищем пробелы в знаниях и способы заполнить эти лакуны»,- обозначил новое направление работы вузов глава ведомства. А вот системой оплаты преподавателей здесь займутся так же, как и коллеги из Минпросвещения: также введут гарантированный должностной оклад, а также четко определенное ядро стимулирующих доплат. При этом заработки ректоров (а теперь еще и директоров НИИ) будут напрямую зависеть от того, сколько преподавателей вверенных им организаций получают зарплаты в объемах, установленных майскими указами — т. е. 200% по региону.
В завершение Валерий Фальков прокомментировал вызвавшее массовое недовольство назначение ректором Физтеха экс-министра образования и науки Дмитрия Ливанова: «Прежде чем принять это решение, мы консультировались с руководством вуза, с Физтехсоюзом, с выпускниками: я лично, например, разговаривал с выпускником МФТИ, Нобелевским лауреатом Андреем Геймом, и тот также поддержал эту кандидатуру. Ливанова — отличный специалист, состоявшийся ученый, профессор, доктор наук. А то, что в отношении него есть разные оценки, так это бывает всегда».