Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Амет Володарский: «Срочно остановить процесс маргинализации вузов!»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

К настоящему времени в России закрылось более 1,5 тыс.   вузов и филиалов. Масштабы разгрома системы высшего образования в нашей стране свидетельствуют о том, что настало время пересмотреть стандарты лицензирования деятельности отечественных университетов, рассказал РОСВУЗу общественный омбудсмен по проблемам образования Амет Володарский.

- РОСВУЗ: Амет Александрович, почему вы решили вернуться к теме закрытия вузов в России?

- Российские СМИ стали ссылаться на исследования Всемирного банка о том, что в современном мире все меньше дипломированных специалистов с высшим образованием могут рассчитывать на высокие зарплаты, а, значит, диплом о высшем образовании сейчас не гарантирует высоких зарплат. Между тем, на самом деле таких гарантий диплом не давал никогда — ни в советское, ни в постсоветское время.  Высокие заработки гарантирует только высокое качество полученных знаний и умений. Вот тут-то вузы и сталкиваются с серьезной проблемой, притом созданной совершенно искусственно.

- Что это за проблема?

- Мы неправильно выстраиваем оценки работы высших учебных заведений! Именно из-за этого сегодня российские вуза буквально не могут себе позволить готовить качественных специалистов!

- Что конкретно им мешает?

-  Всю работу вузов тормозят возникшие в нашей системе высшего образования двойные ограничительные рамки — эдакая «регуляторная матрешка»! Первые рамки формирует супер жесткая система лицензирования со всеми ее ограничениями. Однако внутри этих первых рамок есть еще и вторые рамки в виде Федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. Вот эти-то двойные ограничители и не позволяют вузам готовить специалистов в соответствии с запросами и требованиями современной экономики, и их главных выразителей — работодателей. При таких ограничениях вузы не то что оперативно вводить какие-то новые курсы и предметы, а просто чихнуть — и то боятся из-за страха потерять лицензию или аккредитацию! Лично мне как омбудсмену по вопросам образования известен случай, когда вуз лишили аккредитации лишь за то, что в представленных им документах вместо слов «направление подготовки» был употреблен использовавшийся прежде термин «специальность». Так стоит ли удивляться, что, поставленные в такие условия, вузы не рискуют открывать новые направления подготовки, а страна из-за этого потеряла около 10 тысяч так и не реализованных направлений, притом самых современных и востребованных!

- Неужто 10 тысяч?

- Примерно так, ведь буквально каждый наш вуз, чтобы лишний раз не рисковать, отказался от лицензирования и аккредитации как минимум двух-трех, а на практике и больше, таких направлений. Потери колоссальные!

- Страх перед взаимодействием с Рособрнадзором так велик?

- Да, вузы напуганы и очень боятся! Редкие ректоры могут позволить себе сказать правду — разве что те, кто имеют надежный парашют или «крышу» - группу поддержки среди чиновников. Поэтому, кстати, когда еще в 2019 году я предложил ввести мораторий на проверки в вузах до окончания процесса «регуляторной гильотины» съезд ректоров встретил эти слова аплодисментами. Думаю, что мораторий на проверки Рособрнадзора нужен и впредь. Что же касается  процедуры госаккредитации, то я глубоко убежден: ее нужно срочно отменять, и очень странно, что этого до сих пор не произошло: разговоры об этом идут уже несколько лет, а нынешний министр просвещения Сергей Кравцов еще в свою бытность главой Рособрнадзора говорил, что это вполне возможно.

- Систему лицензирования тоже надо изменить?

- Думаю, что, если вуз нарушает требования лицензирования, нужно его не закрывать, а создавать совместную комиссию, чтобы вуз мог объяснить причину своих нарушений. Например, из-за чего были неправильно заполнены документы. Или почему его медпункт находится не на первом, а, к примеру, на втором этаже. Но сейчас Рособрнадзор объяснения ректоров даже не рассматривает. Надо срочно остановить процесс превращения вузов в маргиналов! Наши вузы готовы создавать учебные планы, способные конкурировать с зарубежными университетами как Запада, так и Востока. Но они зажаты тисками, не дающими им этого сделать!

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 7 мая 2021

Что ждет российское среднее образование в новом учебном году

С 2021-22 учебного года, как выяснилось в последний предпраздничный день на расширенной коллегии Минпросвещения, отечественная система среднего образования начнет учить по-новому. Школы перейдут на новые ФГОСы, содержания которых педагогическая общественность до сих пор не знает

Вузы - 10 мая 2021

МГУ вошел в ТОП-100 ведущих университетов мира

Московский государственный университет им. Ломоносова стал национальным лидером и единственным отечественным вузом в первой сотне нового глобального рейтинга Round University Ranking (RUR), заняв там 91-ю строчку. По сравнению с прошлым годом МГУ вырос сразу на шесть позиций.

До школы - 8 мая 2021

Проводить реформу русского языка пока преждевременно

В России реформы русского языка проводились не раз. Так, в 1918 году большевики упразднили сразу несколько букв, написание слов несколько приблизилось к их произношению.

Школы - 11 мая 2021

Альтернатива ZOOM: более 100 тыс. школьников стали пользователями цифровой образовательной платформы «Сферум»

«Сферум» — это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства России. Информационно-коммуникационная платформа призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.

Вузы - 9 мая 2021

Высшая школа экономики вошла в мировой топ-3 на платформе Coursera

ВШЭ вошла в тройку лидеров по количеству курсов на платформе Coursera среди мировых университетов. Такие данные представлены в обзоре рынка массовых онлайн-курсов российских вузов, подготовленном дирекцией по онлайн-обучению «Вышки».

Вузы - 7 мая 2021

Абсолютный лидер среди финалистов олимпиады «Я – профессионал» принял участие сразу в 9 направлениях

Напомним, что «Я – профессионал» – один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования.

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.6%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.4%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город