В декабре 2014 года все одиннадцатиклассники страны впервые напишут выпускное сочинение. Основными направлениями, в рамках которых для них придумают конкретные темы, в этом году таковы: «Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей Лермонтова)»; «Вопросы, заданные человеку войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь»; «Чем люди живы?»
Первое направление «нацеливает на размышления о своеобразии творчества Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя». Темы второго «ориентируют на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне». Третьего – «позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы». Темы четвертого направления «нацеливают на рассуждения о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной». Пятого – «предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия». И все это – на материале отечественной и мировой литературы.
Все школы в день экзамена получат по пять тем – по одной на каждое направление, так что ребята смогут выбрать. Однако по часовым поясам задания будут розниться, а, значит, списать не получится. Правда, можно ли пользоваться на сочинении первоисточниками - художественными произведениями - пока не решено, признался он. Но если нет – то и требовать прямых цитат с одиннадцатиклассников никто не будет. Проверять сочинения, в отличие от ЕГЭ, будут свои учителя и оценивать их по системе зачет-незачет. Затем все тексты работ будут собраны в единой федеральной базе данных, и если абитуриент захочет получить дополнительный бонус при зачислении, приемная комиссия вуза «вытащит» его сочинение, проверит, оценит в баллах от 1 до 10 и приплюсует этот результат к оценкам ЕГЭ.