Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Амет Володарский: «Регуляторная гильотина быстро превратится в натуральную!»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

На этой неделе на площадке Общественной палаты Общественный совет при Рособрнадзоре презентовал основные подходы ведомства к формированию новой модели контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки, которая должна вступить в действие после того, как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в этой сфере утратят силу. По словам чиновников, избранная ими модель «регуляторной гильотины» сменит приоритеты их работы, и вместо проверок с наказаниями ведомство займется мониторингом и рекомендациям по развитию вузов. На деле же произойдет не смягчение, а ужесточение диктата Рособрнадзора, не сомневается омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский.

Нынешней системой контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки недовольны все, и не довольны совершенно справедливо. Рособрнадзор предлагает новую модель, ключевыми элементами которой обещает сделать «переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний; смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию; реализация мер профилактики нарушений; дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей».

В новой модели, дают понять в ведомстве, «разрешительной процедурой может остаться лишь лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации. А государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования. Вся модель «регуляторной гильотины» будет строиться на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации».

Казалось бы, предлагаемые новшества - отмена госаккредитации; перенацеливание контроля с формальных признаков на качество обучения; упразднение изматывающих проверок и переход к рекомендациями по развитию — значительно улучшают ситуацию с госконтролем за деятельностью вузов. Однако на деле это не так, заявил РОСВУЗу Амет Володарский:

«Это лишь хитрая попытка Рособрнадзора, использовав предложения, регулярно звучащие в образовательном сообществе на протяжении последнего десятилетия (отмена аккредитации, проверка знаний ребенка на выпуске и т. п.), не ослабить, а усилить свое влияние на вузы! Скажем, руководство ведомства намерено перейти от документальной проверки к институциональной. Но ведь на деле это значит, что под прицел проверяющих попадет весь вуз — от входной двери, в которой тут же обнаружат щели, через которые якобы дует в коридор, до посещаемости ректором его рабочего кабинета! Таким образом, они будут проверять уже не только документы, а полностью весь вуз, кстати, включая и эти самые документы! И контроль станет не мягче, а еще жестче!»

При таком раскладе, предупреждает омбудсмен в сфере образования, пресловутая «регуляторная гильотина» «быстро превратится в гильотину в полном смысле этого слова! И давайте задумаемся: если Рособрнадзор, действительно, намерен заниматься рекомендациями и консультациями, зачем ему институциональные проверки? Все ясно, как белый день! Мы же предлагаем другое: Рособрнадзор как консультационно-рекомендательная служба, пусть даже платная, должен заниматься не отзывом аккредитаций, а помогать вузам решать реальные проблемы. Например, если в каком-то корпусе нет пандуса, не закрывать этот вуз, а разобраться в причинах и помочь найти решение. Вот тогда и был бы толк! Но Рособрнадзор нацелен на другое. А потому разговоры его руководства про «регуляторную гильотину» все больше напоминают волка из сказки о семерых козлятах, отправившегося к кузнецу смоделировать свой голос, чтобы спеть песенку. В данном случае — песенку про изменения. В реальности речь идет о расширении полномочий Рособрнадзора, а, значит, и его степени влияния на вузы!»

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 20 февраля 2020

Стартовало голосование за фильмы третьего сезона проекта «Московское кино в школе»

Проект «Московское кино в школе» готовится к новому сезону. Фильмы, которые покажут школьникам в следующем учебном году, будут выбирать жители столицы.

Школы - 18 февраля 2020

Стартовал основной тур всероссийской математической олимпиады от Яндекса и «Фиксиков»

В олимпиаде на платформе Яндекс.Учебника могут принять участие русскоязычные дети из любой точки мира: как целыми классами с помощью своих учителей, так и отдельно через аккаунты родителей.

Школы - 17 февраля 2020

Предпрофильная подготовка школьников станет более активной и ранней

До сих пор Россия явно запаздывала со знакомством детей с миром профессий — на эту мысль однозначно наводит дискуссия, развернувшаяся на этой неделе на IV Международной конференции по управлению качеством образования

До школы - 19 февраля 2020

Новые проекты документов сделают процедуру распределения мест в детских садах более доступной и понятной для родителей

Кроме того, подготовлены проекты приказов об утверждении порядка приема в детские сады, а также о внесении изменений в порядок перевода детей из одной организации в другую.

Наука - 17 февраля 2020

Из чего состоит научная картина мира?

Ответ прозвучал в конце прошлой недели на «Всенаучном форуме 2020», где были обнародованы результаты опроса экспертов и широкой интернет-аудитории.

Школы - 16 февраля 2020

Ученый из Высшей школы экономики создал «вечный справочник» о Петре Великом

Это самое масштабное собрание фактов о жизни императора, на которое потребовалось четыре десятилетия. Дата запуска сайта не случайна, ведь День российской науки приурочен к созданию Академии наук по указу Петра Великого.

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.1%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.9%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город