Единая школьная программа математики уходит в прошлое, уступив место обучению по трем разным уровням. «Двойку» по ГИА за 9-й класс разрешат пересдать в 10-м и 11-м классе, а помогут в этом специальные учителя-тьюторы. Об этих и других готовящихся новшествах свидетельствует оказавшийся в распоряжении РОСВУЗа проект новой Концепции развития математического образования в России. Документ, как стало известно из достоверных источников, будет утвержден правительством до конца декабря.
Главный посыл новой концепции математического образования в стране — детей принципиально неспособных к математике, не существует в природе. Самый безнадежный двоечник — не тупица, а бедолага, некогда упустивший какое-то звено в цепи математических рассуждений, а в результате рассыпавший всю цепь. При этом залатать возникший пробел можно, заверили разработчики РОСВУЗ.
Правда, математической гордостью страны такой ученик со временем все равно, скорее всего, не станет. Но освоить математику на уровне грамотности сможет. А отсюда — первый принцип нового подхода к изучению математики в школе: индивидуальная работа с каждым учащимся на доступном ему уровне. Происходить это будет так.
До 10-го класса изучение математики пока останется единым. Однако отстающие ученики смогут получить поддержку в виде дополнительных, и что принципиально важно, бесплатных занятий со специально выделенными для этой цели учителями-тьюторами. На плечи последних ляжет подготовка самых слабых к сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) за 9-й класс. Но если ребенок все же получит «двойку», его не отчислят, а переведут в 10-й класс и дадут возможность пересдать экзамен в течение двух последних школьных лет. Разумеется, с помощью новых дополнительных занятий. Честность итоговых экзаменационных оценок — второй важный пункт новой концепции.
Поистине революционным оказалось третье направление модернизации математического образования в стране. Единая программа математики в старшей школе исчезает, уступая место обучению на одном из трех возможных уровней: первый – уровень математической грамотности; второй будет готовить к профессиональному применению математики, а третий уровень - творческий.
Первый, низший как раз и предназначается для детей, не освоивших математику к 9-му классу и не сумевших по этой причине сдать ГИА. Их, как уже отмечалось, подтянут до приемлемого уровня и предоставят новую попытку получить мататтестацию за 9-й класс. Второй, средний уровень охватит подавляющее большинство остальных детей и станет массовым. А третий, высший предназначается для «штучного товара» - будущих математиков-теоретиков из университетских школ.
Третья революционная идея новой концепции — уделить часть урочного времени — скажем, 10-15% - изучению новейших цифровых технических средств и способов их применения при математических подсчетах. Реформаторы убеждены: считают в столбик или, в лучшем случае, с помощью логарифмической линейки, только в российских школах и вузах. Система образования во всем мире давным-давно применяет для этих целей компьютеры и более простые счетные устройства. И лишь отечественный педагог упорно уверяет, что это вредит освоению математики.
Кстати о педагогах. Столь же радикально, как школьную, концепция изменит и жизнь педвузов. Вместо того, чтобы грузить будущих учителей математики теорией, их будут учить решать задачи. То есть, делать именно то, чему им в школе предстоит учить своих учеников. Существенно возрастет и роль педпрактики. Студентам педвузов предстоит проводить в школах и детских садах гораздо больше времени, чем сейчас. А изучаемые ими курсы педагогики и психологии также переместятся в практическую плоскость. Ребята будут не заучивать биографии «великих», а анализировать происходящее на своих пробных уроках и разбирать со специалистами то, что у них пока не получается.
Марина РОСВУЗ.