Как заявила РОСВУЗу генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина, планировать подготовку инженерных кадров на перспективу позволят программы развития вузов.
Здесь, по ее словам, «определенную роль могут сыграть отраслевые сообщества. Однако наиболее объективным механизмом расчета потребности в инженерах могут стать программы развития вузов. Ведь до сих пор не востребован потенциал их связи с отраслевыми и региональными программами. Между тем, каждый вуз определяет стратегическую нишу в своем развитии, исходя из контактов с компаниями и предприятиями, ролью в регионе - на это в университетах ориентирована и наука, и подготовка кадров. И если объединить эти данные в единую матрицу программ развития российских вузов, станут очевидными отраслевые планы по направлениям и количеству подготовки инженеров».
Правда, чтобы запустить этот механизм, особо подчеркнула она, «необходим ренессанс программ развития. Во-первых, они должны быть у каждого вуза (на сегодняшний день имеются только у 95 университетов). Во-вторых, должна быть сбалансированной господдержка этих программ. Она должна касаться не узкого круга университетов, как в случае с программами международной конкурентоспособности ряда ведущих вузов, а давать возможности качественного роста широкому учебных заведений. К этому нас побуждают задачи импортозамещения, которые не под силу обеспечить узкому кругу пусть даже самых сильных университетов».
Есть и другой чрезвычайно важный аспект проблемы. Инженерия – это территория творчества, на которой важнейшим стимулом является великая история достижений, подчеркивают в РСР: «В последние годы ушли из жизни наши выдающиеся конструкторы военной техники – Ганичев, Шипунов, Грязев, Непобедимый, Калашников. Их имена – синоним технических побед России, задача учителей – рассказывать об этом школьникам. За чувством сопричастности всегда следует желание стать продолжателями великой традиции».