Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Итоги образовательной сессии в рамках юбилейного Х Гайдаровского форума: Частный сектор в загоне

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

России нужна комплексная стратегия развития образования и механизм координации усилий всех участников учебного процесса.  К такому выводу пришли участники дискуссии «Зачем государству школа, а школе государство?», организованной в рамках Х Гайдаровского форума. Все также согласились, что значительный вклад в решение сложной задачи развития школьного образования уже сейчас вносят негосударственные участники этой сферы и, по-хорошему, их надо бы всячески поощрять к расширению этого вклада. Однако столь же несомненно другое: угроза вытеснения из сферы школьного образования необходимых ей частных инвестиций в нашей стране нарастает год от года. И это уже ощущают потребители образовательных услуг.

Роль государства в сфере образования эксперты, как оказалось, (а Гайдаровский форум традиционно собирает лучших из лучших)  видят по-разному. К примеру, по оценке научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, роль государства только возрастает, поскольку в наших условиях – при наличии нескольких десятков тысяч сильно отличающихся друг от друга школ и стремительности происходящих изменений - именно оно может выполнять модернизационную функцию в образовании - «быть своего рода первым европейцем». Другие эксперты, напротив, предложили рассмотреть ситуацию, когда государство ограничивает свое вмешательство в образовательный процесс.

Между тем, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов не исключает, что некоторым ведущим школам, например, частным предуниверсариумам, «государство могло бы довериться и дать им возможность поэкспериментировать, чтобы получить новые образцы организации школьного образования». А вот директор Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский уверен: «Госзаказ должен быть, без него не получить субсидию. Но у меня как у директора школы одна просьба: дайте субсидию и больше не приставайте, оценивайте мою работу по результату, - свобода в обмен на результат. Школа должна спокойно заниматься «обогащением руды»!»

С последним фактически согласна и президентский советник Александра Левицкая: «Школа должна быть гибкой, чтобы помочь раскрыть каждого ребенка»,- не сомневается она. Но где это делается лучше — в многотысячных государственных образовательных комплексах, подавляющее большинство педагогов и учащихся которых не знают друг друга даже в лицо, или в компактных частных школах с классами по 15 человек?

Ответ, думается, очевиден. Между тем, государство не только не поддерживает частные образовательные учреждения, но, кажется, напротив, делает все, чтобы максимально отравить им жизнь: лишает бюджетных дотаций, выкатывает арендные и прочие счета наравне с какими-нибудь казино. А уж что творится с аккредитацией и лицензированием «частников»...

И вот итог: «Наш сын ходит в частную школу,- поделилась с РОСВУЗом мать шестиклассника Елена.- Конечно, условия обучения и качество образования там несравнимы с тем, как учат детей в госшколах. Но цены растут постоянно, и все родители знают, что не по вине владельцев. Своими мерами государство буквально вынуждает их начислять в оплату все более крупные суммы. И скоро, боюсь, наступит момент, когда многим из нас придется из-за этого переводиться в обычные школы. Мы просто в шоке! А что делать — не знаем!»

На Гайдаровской форуме также отмечалось: «Значительный вклад в решение сложной задачи развития школьного образования уже сейчас вносят негосударственные участники этой сферы». Вот и корпорация «Российский учебник», по словам гендиректора  Александра Брычкина, «находится в постоянном контакте с более чем 300 тыс. преподавателей, создала действительно эффективную корпоративную систему повышения квалификации педагогов. Мы также прекрасно понимаем, насколько сегодня загружен учитель, поэтому разработали доступные для него в любое время сервисы, помогающие, в частности, сократить временные затраты на подготовку к уроку, эффективнее проверять усвоение материала, оценить успеваемость. Кроме того, мы регулярно проводим исследования, позволяющие модернизировать процесс управления содержанием и качеством образования».

«Но к сожалению,- констатировал он, - существует угроза вытеснения из сферы школьного образования необходимых ей частных инвестиций. В частности, - в результате усиления монополизации рынка учебников. Так, 28 декабря прошлого года приказом Министра просвещения был утвержден новый федеральный перечень учебников, который доводит степень монополизации госзаказа до 80% или более. Но монополия означает отказ от конкуренции и, соответственно, снижает стимулы для инвестирования». В полной мере этот тезис относится и к монополии государственного образования как такового.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.7%
Государственное образовательное учреждение 48.3%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город