Как выяснил РОСВУЗ, из постыдной, тщательно скрываемой тайны обращение россиян к услугам репетиторов превратилось в фактор престижа. Этим теперь гордятся. А к репетиторам идут уже не только за подготовкой к ЕГЭ, но и к поступлению в 1-й класс и даже в дошкольную группу престижного образовательного комплекса.
По оценке директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Татьяны Клячко, за последние пять лет в общественном сознании россиян произошел важный сдвиг. Мы перестали стесняться своих обращений к репетиторам и даже стали ими гордиться.
-. Свою роль,- разъяснила она РОСВУЗу,- тут сыграл ЕГЭ, подготовка к которому в значительной мере ушла в школы, тем самым сняв негативное отношение к «плохим людям» из вуза и предельно расширив число репетиторов. Другой причиной стала убежденность общества в падении качества образования. А раз государство в лице школы или вуза учит плохо, то репетитор, выходит, уже не просто натаскивает ребенка, а восполняет пробелы официального образования.
В итоге репетиторство вышло из традиционной до недавнего времени «черной» и «серой» зон. И мало того, что начало проявляться открыто, но стало захватывать все новые уровни образования, идя, что называется, не только вширь, но и вглубь.
В последнее время, к примеру, появились особые репетиторы - для младшего возраста. Готовят они, по словам Клячко, уже не только к поступлению в 1-й класс престижной школы, но и в хороший детский сад: «По последним опросам, проведенным более года назад доля семей, плативших частным репетиторам за занятия с 4-летними детьми (от общего количества оплачивавших дополнительное образование), по Москве составила 5%. Сейчас эти цифры наверняка много выше». И это — лишь начало репетиционного конвейера, в который попадает ребенок.
Так, для освоения школьной программы, по данным Клячко, частных репетиторов в Москве нанимает минимум каждая десятая семья. Подчеркнем: не для сдачи ЕГЭ, а чтобы элементарно справиться с текущей успеваемостью.
Дальше начинается ГИА - государственная итоговая аттестация для девятиклассников. Обязательной для всех она станет только с будущего года. Между тем, по последним исследованиям Института гуманитарного развития мегаполиса, для подготовки к ГИА уже наняли репетиторов 67% московских семей. Что же касается ЕГЭ, то по данным анонимного опроса школьников, проведенного в этом году Федеральной сетью образовательных центров, ходит к репетиторам или дополнительные занятия в школе практически каждый будущий выпускник.
Есть и другая информация.
- До 60% московских семей при подготовке к ЕГЭ пользуются услугами репетиторов. И эта доля растет — причем, не только в 11-м, но уже и в 9-м классе,- заявил РОСВУЗу директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий.- Таким образом, существенный вклад в высокие результаты ЕГЭ сегодня вносит репетиторство. А это значит, что при сравнении результатов ЕГЭ частично заслуги репетиторов приписываются школе, что дезориентирует родителей, для которых, собственно, рейтинг и составлялся. Приводят они ребенка в такую «хорошую» школу - и внезапно видят: весь класс платит репетитору.
Нарушения с участием репетиторов при сдачи ЕГЭ — отдельная история. Достаточно напомнить, что самым ходовым товаром на криминальном рынке образовательных услуг этого года стала договоренность с репетитором, что в день экзамена он будет на связи и решит по мобилу всех задания своего подопечного.
Таким образом, особо подчеркнула РОСВУЗу Татьяна Клячко, «с введением новых способов обязательного тестирования школьников — ЕГЭ, а после 9-го класса — ГИА размах репетиторства принял запредельные масштабы. Правда, при введении ЕГЭ произошел резкий спад спроса на репетиторов. Но уже через год возник еще более резкий всплеск потребности в них. В результате общее число репетиторов возросло, а главное, выросли цены на их услуги — репетиторы заложили в них „компенсацию“ за потерянный год, и с ее учетом стоимость их услуг возросла в полтора-два раза.
Марина РОСВУЗ.