Способ поступления в вуз без ЕГЭ после получения среднего профессионального образования — потенциальная возможность социального лифта для детей из наиболее уязвимых социальных групп. Как выяснили исследователи Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, этим же способом пользуются и дети из семей с высоким образовательным уровнем. Для них это возможность обойти ЕГЭ и без риска поступить в вуз.
На пути в профессию исследователи выделяют три трека. «Академический» —поступление в вуз после 11-го класса через ЕГЭ. «Профессиональный» — получение среднего специального образования. И поступление в вуз по окончании колледжа или техникума на основании соглашения или через систему внутреннего экзамена, так называемый «гибридный» трек. При этом возможностью попасть в вуз без ЕГЭ, через учреждения СПО, сегодня использует каждый десятый молодой человек.
«Этот трек создавался государством для борьбы с образовательным неравенством, чтобы поддержать детей из низкообразованных семей. Однако мы наблюдаем его трансформацию в инструмент продуманной стратегии «привилегированных» семей. Опыт образовательных реформ во всем мире показывает, что каковы бы ни были точечные средства поддержки отстающих, ими почти наверняка начнут пользоваться те, кто не входит в данную социальную группу», — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Действительно, по данным исследователей, 40% тех, кто пользуется этим способом сегодня, не относятся к незащищенным слоям населения. Он стал популярен в более статусных высокообразованных семьях, которые сталкиваются с низкой успеваемостью детей в школах. Эти семьи выбирают низкорисковую стратегию по принципу «высшее образование любой ценой». «Речь именно об уровне образования семей, а не материальном достатке. Эти переменные коррелируют друг с другом, однако в нашем исследовании мы увидели, что как стратегию этот путь выбирают именно образованные семьи. Если заменить переменную "образование родителей" на "экономическое положение семьи", пропадает один из самых интересных эффектов — для привилегированных семей плохая успеваемость добавляет вероятность пойти "гибридным треком". Из чего следует, что если успеваемость средненькая — то они предпочтут "дотянуть" своих детей до ЕГЭ, например, с помощью репетиторов», — пояснил директор Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ Дмитрий Куракин.