Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Образование или Тришкин кафтан?

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Как явствует из оказавшегося в распоряжении РОСВУЗа документа, ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) подготовили три сценария развития системы образования к 2024 году, исходя из структуры бюджетных расходов. Общими во всех трех случаях остаются лишь доли расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров (по 0,7%), а также на прикладные исследования в области образования (по 0,4%). Перераспределение же объемов всех прочих статей финансирования позволяет судить о том, каким уровням и направлениям образования могут быть отданы предпочтения в том или ином случае.

Первый вариант представляется более-менее усредненным. Однако при всем том его главный тренд читается достаточно ясно: усиленная финансовая  поддержка (а, соответственно, и развитие) дошкольного и среднего образования за счет высшего. Так, если на дошколку по этому сценарию приходится 23% бюджета, а на школу 49% (и то и другое лишь немного не дотягивает до максимального значения во всех трех вариантах), то на вузовское с послевузовским образованием остается лишь ярко выраженный минимум в 14,9%. (Для сравнения, во втором варианте этот показатель составляет 15,6%, а в третьем и вовсе 17,2%).

Бесспорным приоритетом второго сценария является система среднего профтехобразования, к слову сказать, превратившегося за последние годы чуть ли не в локомотив развития всей отечественной системы образования в целом. Ее доля составляет рекордные 7% общего финансирования, в то время как для первого варианта это лишь 5,8%, а для третьего и вовсе 5,3%. Задаче финансовой подпитки системы СПО здесь придается такое значение, что ради ее осуществления демонстрируется готовность покуситься на «святое»: снять деньги с дошколки и школы, на которые остаются лишь минимальные среди всех трех вариантов 22,1% и 48% соответственно.

Однако самым любопытным является третий сценарий. Там по максимуму финансируются такие основные «этажи» системы образования, как дошкольное (23,5%), школа (49,5%) и вузы (17,2%). При этом главные «потери» несет не только среднее профтехобразование, коему оставляют минимальные 5,3%, но — и это главное - такие статьи расходов, как «Молодежная политика» и «Другие вопросы». Таким образом, третий вариант — единственный, где проблему финансирования образования хотя бы частично пытаются решить не переделом Тришкина кафтана между разными «этажами» образования, а за счет статей расходов, относящихся к образованию лишь опосредованно. (В первом случае предлагается сократить долю этих расходов с 2% до 1,2%, а во втором — с 4,2% до 2,2%).

Каким именно путем из трех возможных двинется наше государство в реальности, покажет время. Однако в любом случае тенденция одна: решать проблемы финансирования одного уровня образования за счет других.

Понятно, что кройка и перекройка средств, отпускаемых государством на те или иные статьи финансирования образования, идет не от хорошей жизни. Российское образование и наука и без того хронически недофинансируемые государством, в ближайшее время понесут новые бюджетные потери, констатировал на одном из последних заседаний комитета Госдумы по образованию и науке его глава Вячеслав Никонов: вскоре они не досчитаются примерно по 0,6% ВВП каждая. И это при том, что, по данным Центробанка, лишь в 2017 году из России в офшоры ушло 48 млрд долларов, тогда как расходы федерального бюджета на образование со здравоохранением в тот же период оказались почти втрое меньше - 17,3 млрд!

Бюджетное финансирование образования в России который год крутится вокруг 4% ВВП, в то время, как по оценке представителя президента в Национальном финансовом совете Сергея Глазьева, «мы должны тратить на образование не меньше 8% валового продукта. Расходы на образование могут лишь частично компенсироваться населением - не более 20%. А 80% должно государство брать на себя».

Наивный! Платный сектор отечественного образования — еще одна головная боль, не уступающая по интенсивности ощущений уже затронутым проблемам бюджетного финансирования. Формально провозглашая равенство прав государственных и негосударственных учебных заведений, на практике власти делают все, чтобы выдавить последних с образовательных рынков. А затем заполняют образовавшийся вакуум платными услугами бесплатных школ и вузов. Результатом этой недобросовестной конкуренции стал столь резкий рост семейных затрат на образование детей, что  упомянутый Глазьевым рубеж в 20% давно преодолен.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город