Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Образование или Тришкин кафтан?

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Как явствует из оказавшегося в распоряжении РОСВУЗа документа, ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) подготовили три сценария развития системы образования к 2024 году, исходя из структуры бюджетных расходов. Общими во всех трех случаях остаются лишь доли расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров (по 0,7%), а также на прикладные исследования в области образования (по 0,4%). Перераспределение же объемов всех прочих статей финансирования позволяет судить о том, каким уровням и направлениям образования могут быть отданы предпочтения в том или ином случае.

Первый вариант представляется более-менее усредненным. Однако при всем том его главный тренд читается достаточно ясно: усиленная финансовая  поддержка (а, соответственно, и развитие) дошкольного и среднего образования за счет высшего. Так, если на дошколку по этому сценарию приходится 23% бюджета, а на школу 49% (и то и другое лишь немного не дотягивает до максимального значения во всех трех вариантах), то на вузовское с послевузовским образованием остается лишь ярко выраженный минимум в 14,9%. (Для сравнения, во втором варианте этот показатель составляет 15,6%, а в третьем и вовсе 17,2%).

Бесспорным приоритетом второго сценария является система среднего профтехобразования, к слову сказать, превратившегося за последние годы чуть ли не в локомотив развития всей отечественной системы образования в целом. Ее доля составляет рекордные 7% общего финансирования, в то время как для первого варианта это лишь 5,8%, а для третьего и вовсе 5,3%. Задаче финансовой подпитки системы СПО здесь придается такое значение, что ради ее осуществления демонстрируется готовность покуситься на «святое»: снять деньги с дошколки и школы, на которые остаются лишь минимальные среди всех трех вариантов 22,1% и 48% соответственно.

Однако самым любопытным является третий сценарий. Там по максимуму финансируются такие основные «этажи» системы образования, как дошкольное (23,5%), школа (49,5%) и вузы (17,2%). При этом главные «потери» несет не только среднее профтехобразование, коему оставляют минимальные 5,3%, но — и это главное - такие статьи расходов, как «Молодежная политика» и «Другие вопросы». Таким образом, третий вариант — единственный, где проблему финансирования образования хотя бы частично пытаются решить не переделом Тришкина кафтана между разными «этажами» образования, а за счет статей расходов, относящихся к образованию лишь опосредованно. (В первом случае предлагается сократить долю этих расходов с 2% до 1,2%, а во втором — с 4,2% до 2,2%).

Каким именно путем из трех возможных двинется наше государство в реальности, покажет время. Однако в любом случае тенденция одна: решать проблемы финансирования одного уровня образования за счет других.

Понятно, что кройка и перекройка средств, отпускаемых государством на те или иные статьи финансирования образования, идет не от хорошей жизни. Российское образование и наука и без того хронически недофинансируемые государством, в ближайшее время понесут новые бюджетные потери, констатировал на одном из последних заседаний комитета Госдумы по образованию и науке его глава Вячеслав Никонов: вскоре они не досчитаются примерно по 0,6% ВВП каждая. И это при том, что, по данным Центробанка, лишь в 2017 году из России в офшоры ушло 48 млрд долларов, тогда как расходы федерального бюджета на образование со здравоохранением в тот же период оказались почти втрое меньше - 17,3 млрд!

Бюджетное финансирование образования в России который год крутится вокруг 4% ВВП, в то время, как по оценке представителя президента в Национальном финансовом совете Сергея Глазьева, «мы должны тратить на образование не меньше 8% валового продукта. Расходы на образование могут лишь частично компенсироваться населением - не более 20%. А 80% должно государство брать на себя».

Наивный! Платный сектор отечественного образования — еще одна головная боль, не уступающая по интенсивности ощущений уже затронутым проблемам бюджетного финансирования. Формально провозглашая равенство прав государственных и негосударственных учебных заведений, на практике власти делают все, чтобы выдавить последних с образовательных рынков. А затем заполняют образовавшийся вакуум платными услугами бесплатных школ и вузов. Результатом этой недобросовестной конкуренции стал столь резкий рост семейных затрат на образование детей, что  упомянутый Глазьевым рубеж в 20% давно преодолен.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 4 июля 2020

В России наконец стартовал ЕГЭ-2020

3 июля участники основного периода ЕГЭ текущего года сдавали первые экзамены: информатику, географию и литературу. Заявления на участие в ЕГЭ по литературе подали более 58 тыс. человек, по географии – около 17 тыс. человек, по информатике – более 98 тысяч.

Школы - 3 июля 2020

Все пункты проведения ЕГЭ прошли дезинфекцию перед началом экзаменов

К первым ЕГЭ 3 июля во всех пунктах проведения экзаменов (ППЭ) проведена уборка с применением дезинфицирующих средств перед началом ЕГЭ, заверили РОСВУЗ в Рособрнадзоре.

Школы - 2 июля 2020

ЕГЭ в условиях пандемии: ВЦИОМ опубликовал результаты исследования

Несмотря на явные проблемы с дистанционным обучением детей на протяжении практически всей 4-й четверти, примерно 43% родителей старшеклассников, окончивших в этом году 9-е - 11-е классы, считают, что в целом качество подготовки к ЕГЭ в школе, где учатся их дети, очень хорошее или хорошее.

Школы - 5 июля 2020

«Росэлектроника» и «Кванториум» помогут школьникам освоить инженерные профессии будущего

На базе Челябинского радиозавода «Полет» (входит в концерн «Вега» холдинга «Росэлектроника») дети будут изучать основы моделирования, робототехники и схемотехники.

Школы - 4 июля 2020

Сбербанк открывает летнюю цифровую школу для преподавателей вузов

Для обучения будет доступно три трека: Data Science, Data Engineering и Java Development. Всего курсы сможет пройти 600 человек, по итогам участники получат удостоверение о повышении квалификации

Школы - 30 июня 2020

Врио руководителя Рособрнадзора посетил пробный ЕГЭ

На месте чиновник ознакомился с тем, как организован проход участников в экзаменационный пункт, бесконтактная термометрия, какие меры безопасности применяются в аудиториях сдачи экзаменов.

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.7%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.3%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город